Бах и Брамс, два величайших гения, возвысили музыкальное искусство своего времени до недосягаемых вершин. Глубоко философское содержание музыкальных произведений, полифонический принцип мышления, обращение к вечным проблемам, волнующих души и сердца людей — всё это объединяет творения Баха и Брамса. Жанры прелюдии и фуги, обработки хоралов — атрибуты эпохи барокко и вместе с тем фундаментальные основы органного наследия Баха. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор выделяется среди подобных циклов не только впечатляющим масштабом, но и основной идеей. BWV 552 обрамляет Clavierübung III — большой сборник хоралов, который называют «органной мессой»: прелюдия открывает это «музыкальное богослужение», а фуга венчает его. Кроме того, в этом цикле Бах с помощью риторических фигур, числовой символики воспевает славу Триединому Богу и Святой Троице. «Шюблеровские хоралы» интересны тем, что являются баховскими транскрипциями отдельных частей из его кантат. А «Лейпцигские хоралы» — большие хоральные обработки, отличающиеся сложным полифоническим развитием. Брамс, являясь ярчайшим представителем эпохи романтизма, подробно изучал старинную полифоническую музыку и, главным образом, творчество Баха. Поэтому органные прелюдии и фуги Брамса по характеру музыки во многом ориентированы на подобные баховские циклы. Хоральные прелюдии op. 122 — предпоследнее сочинение Брамса, своеобразный цикл-прощание. Образцом для этого опуса послужила «Органная книжечка» Баха. Каждая миниатюра у Брамса подобна сокровенному высказыванию и содержит утончённый музыкальный образ: Schmücke dich, o liebe Seele («Облачись в одежды света, о, душа») — воплощение вечной красоты человеческой жизни, музыка Herzlich tut mich verlangen («Всем сердцем жажду я блаженного конца») пронизана чувством трагической обречённости и ощущения неизбежности конца. Хорал O Welt, ich muß dich lassen («О Мир, я должен тебя покинуть») отражает основную идею всего цикла — неизбежное, неотступное движение в Вечность. Исполнитель: Татьяна Андрианова (орган, г. Москва). В программе: — Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552 из сборника Clavierübung III / «Клавирное упражнение», том 3; Хоральные прелюдии: Wachet auf, ruft uns die Stimme, BWV 645 из сборника 6 Choräle von verschiedener Art («Шюблеровские хоралы»), Nun komm der Heiden Heiland, BWV 659 из сборника «18 Лейпцигских хоралов» и Wenn wir in höchsten Nöthen sein, BWV 641 из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»); Концерт до мажор, BWV 594 (транскрипция концерта ре мажор «Великий Могол», RV 208 Антонио Вивальди): [—], Recitativo: Adagio, Allegro; — Иоганнес Брамс (1833–1897): Прелюдия и фуга на хорал O Traurigkeit, o Herzeleid, WoO 7; Хоральные прелюдии из цикла 11 Choral-Vorspiele, op. 122: № 5 Schmücke dich, o liebe Seele, № 10 Herzlich tut mich verlangen, № 11 O Welt, ich muß dich lassen; Прелюдия и фуга соль минор, WoO 10. Информация о билетах: — Полный входной билет со свободной рассадкой. — Льготный входной билет со свободной рассадкой (для учащихся и пенсионеров). — Абонемент на три любых концерта (свободная рассадка).