Глобальность мышления и мировоззрения, собственный осознанный взгляд на мир, человеческую жизнь и смысл творчества, восприятие музыки как средства философского познания себя и мира — это духовное «кредо» объединяет двух крупнейших композиторов в истории органной музыки, принадлежащих к двум совершенно разным эпохам и национальным школам. Оба они не принимали ничего «ремесленного» или «развлекательного» применительно к музыкальному искусству, зачастую резко выделяясь на фоне более прагматично настроенных современников. Оба обращались к наиболее масштабным жанрам и формам своего времени, в том числе выходящим за рамки органа (для Сезара Франка это была в том числе симфоническая музыка); в творчестве как Баха, так и Франка центральное место занимали духовные оратории, многие идеи из которых переносились на органную почву, обретая новое воплощение в органных жанрах. Три органных хорала можно без преувеличения назвать вершиной творчества Франка, своеобразным духовным завещанием композитора, Каждый из них контрастирует двум другим и по форме (которая, как всегда у Франка, индивидуальна), и по содержанию. Ми-мажорный хорал — бесконечно развëртывающееся пространство созерцания — тональностью и образами рифмуется со знаменитой Пасторалью. Чтобы в полной мере раскрыть трагическую патетику си-минорного хорала, Франк обращается к архетипу пассакалии и традиционно скорбным коннотациям тональности. Это сочинение считается одним из наиболее «барочных» у Франка с точки зрения используемых семантических элементов и выразительных средств, переосмысляемых в условиях романтического музыкального языка. Исполнитель: Светлана Фурник — орган. В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Прелюдия и фуга фа минор, BWV 534; Сезар Франк (1822–1890) — Хорал № 2 си минор, FWV 38; Иоганн Себастьян Бах — Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543; Сезар Франк — Хорал № 1 ми мажор, FWV 38; Иоганн Себастьян Бах — Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 550.
Заячий остров место, с которого началось строительство города, а именно Петропавловской крепости. Сегодня я предлагаю ощутить мощь фортификационного сооружения, поклониться …