
Органный концерт для дуэта музыкантов
Диалог за органом
И.С. Бах, В.А. Моцарт, С. Уэсли, В. Одоевский,
А. Хессе, Н. Гаде, Г. Меркель
Лилия Кузнецова
Лауреат международных конкурсов
Майя Мокрецова
(орган, Санкт-Петербург)
«Органные вечера в СтаройКоломне» — это захватывающее путешествие в мир органной музыки с известнымиорганистами Санкт-Петербурга и всей России! Приглашаем жителей и гостей городана концерт органной музыки для дуэта Лилии Кузнецовой и Майи Мокрецовой «Диалогза органом», который пройдет в Римско-католическом храме св. Станислава 20 декабряв 19.30.
Органный дуэт (исполнение двумямузыкантами на одном органе) —сравнительно позднее явление в истории этогоинструмента, в отличие от ансамбля нескольких органов. Репертуар для него началпоявляться только в конце XVIII века. Расширение ресурсов большого органа в эпохуромантизма позволило усложнить музыкальный текст, привлечь второго органиста.Жанр органного дуэта расцвел. Поэтому и большая часть произведений, включенныхв программу концерта, написана в XIX веке.
Римско-католический храм св.Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству сконсерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеетмноговековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825году. Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять насовременном инструменте органную музыку всех стран и эпох.
Подробное описание:
Сочинение, открывающее концерт-кантата И.С. Баха «Храни нас, Боже, словом Твоим». Как и большинство кантаткомпозитора, это произведение основано на одноименном протестантском хорале,написанном М. Лютером. Оно привязано к конкретному воскресенью в церковномкалендаре: второму перед Великим постом, в которое предлагается размышлять надролью божественного слова (Св. Писания) в жизни христианина. Строфы хорала,обработанные то в виде большой хоральной фантазии для хора и оркестра, товкрапленные в лирический дуэт, то звучащие в строгом четырехголосном видечередуются с лирико-философскими размышлениями в сольных ариях. Переложение длядвух органистов подчеркивает близость хоровых и органных хоральных фантазий, аяркая разработка аффектов (чувств, эмоций) в музыке арий, даже без словоказывается убедительной и захватывающей.
Adagio - Allegro - Adagio В.А. Моцарта —один из интересныхпримеров музыки, написанной для исполнения не человеком, а музыкальныммеханизмом. В 1790-91 годах по заказу графа Деима, владельца художественнойгалереи в Вене, Моцарт написал ряд пьес «для механического органа в часах» —устройства с органными трубами, автоматически воспроизводящего музыку безучастия исполнителя (наподобие музыкальной шкатулки или шарманки, нозначительно крупнее и богаче по звучанию). Это сочинение является своеобразнымпереложением, хотя и максимально близким по своему звучанию к оригиналу,написанному для механического органа.
Прозвучат небольшие одночастныесочинения: три дуэта С. Уэсли, Анданте Н. Гаде. Гаде —основоположник датскойкомпозиторской школы. Работая в романтическом стиле, он активно использовал всвоём творчестве датский фольклор. Будут исполнены и крупные сочинения:Фантазия А. Хессе, Сарабанда В.Ф. Одоевского, трёхчастная Соната Г. Меркеля.Князь В.Ф. Одоевский известен, прежде всего, как писатель и учёный. Также онявляется одним из первых русских композиторов, обратившихся к органу. В русскоймузыке почти нет произведений для органного дуэта. Сарабанда Одоевского -редкое исключение.
А.Ф. Хессе —немецкий композитори органист первой половины XIXвека. Его учителем, в числе других, был известный немецкий музыкант Х.Г. Ринк.Значительное влияние на его творчество произвело знакомство со скрипачом,композитором, дирижёром и педагогом Л. Шпором. В 1831 году Хессе стал главныморганистом Бернардинского собора. Он гастролировал в Лондоне и Париже. Органнуюигру Хессе высоко оценил Р. Шуман. Среди его выдающихся учеников —К. Бергман иЖ.Н. Лемменс. Прозвучит Фантазия до минор для органа в 4 руки.
Г.А. Меркель —ученик Р. Шумана иК.Г. Райсигера. В его композиторском наследии девять органных Сонат и несколькодесятков органных миниатюр. В этих работах можно заметить влияние Ф.Мендельсона и Й.Г. фон Райнбергера. Яркая Соната № 1 ре минор в трёх частяхнаписана для дуэта органистов.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Кантата на хорал «Erhalt uns Herr, bei deinem Wort» («Храни нас, Боже, словомТвоим»),
BWV 126 (обработка для двух органистов С. де Йонга)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Adagio- Allegro - Adagio,K 594 (переложение длядвух органистов)
Сэмюэль Уэсли (1766-1837)
Три дуэта из цикла «Семь дуэтов» для двух органистов
Владимир Фёдорович Одоевский (1803-1869)
Сарабанда для двух органистов
Адольф Хессе (1809-1863)
Фантазия до минор:
Adagio - Allegretto - Andante grazioso
Нильс Гаде (1817-1890)
Анданте до мажор
Густав Меркель (1827-1885)
Соната ре минор, op.30:
Allegro moderato- Adagio - Allegro con fuoco





















