Издревле Палех, село в Ивановской области, славилось своими иконописцами. Палехские мастера использовали мягкие плавные линии и яркие краски, а одеяния святых и орнаменты украшали сусальным золотом, поэтому их работы блестели, словно излучая божественный свет. Но после революции 1917 года перед палехскими иконописцами встала необходимость поиска новых форм творчества.
Днем рождения палехского искусства принято считать основание 5 декабря 1924 года "Артели древней живописи". Первоначально в "Артель" вошли семь человек: Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. Вскоре к ним присоединились Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин и другие. В 1925 году работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.
В 1936 году бригада лучших художников из Палеха приехала в Ленинград, чтобы выполнить новый для них заказ – росписи залов будущего Ленинградского дворца пионеров. Инициатором приглашения палешан был писатель Максим Горький, высоко ценивший их творчество.
За два с половиной месяца палешане выполнили пять монументальных композиций на стенах двух залов Аничкова дворца и расписала потолки; специально сконструировали и расписали мебель для залов.
Многие поколения ленинградских и петербургских детей – воспитанников Дворца пионеров – Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных, любуются нестареющим искусством Палеха в Комнатах сказок: росписями на сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, сказочными персонажами из вступления к поэме «Руслан и Людмила», сюжетами ранних романтических произведений Максима Горького «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе», «Смелый Данко».
Особая техника палешан – росписи красками, замешанными на яичных желтках по специально подготовленной сухой штукатурке, выдержали испытание временем, за почти девяносто лет они стали только крепче, не потеряли своей нарядной яркости. Работы палешан получили высокую оценку профессионалов и современников, полюбились детям.
Опыт палехских росписей в Ленинграде был подхвачен по всей стране: Дома пионеров и Дома культуры, театры и музеи хотели видеть свои интерьеры, украшенные палехской росписью. Однако, по прошествии времени, уцелели далеко не все и не везде монументальные работы палешан. Аничков дворец – счастливое исключение: не только настенная живопись, но и вся расписная мебель пребывают в сохранности. Задача выставки – обратить еще раз внимание на ту драгоценность народного творчества, которой владеет Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных. В нашем городе это единственный пример монументальной работы палехских художников.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Санкт-Петербурге в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.