Знаменитый хорал, который, как и большая часть лютеранского наследия, ассоциируется преимущественно с северонемецкой и средненемецкой традицией, предстаёт в этой программе в неожиданном — южногерманском — контексте. Штутгартский органист Иоганн Ульрих Штейгледер сыграл огромную роль не только в развитии жанра хоральной обработки, но и органного письма в целом. Dass Vatter Unser представляет собой табулатурную книгу из 40 вариаций на одноимённый хорал, которые органист мог компоновать в любом порядке по своему усмотрению. Увлекательность, сложность и изящество композиторских решений в каждой из вариаций зиждется на уникальном сочетании идей и методов, возможном лишь на том «перекрëстке стилей», каким была музыка Южной Германии в XVII веке. Между двумя хоральными обработками из табулатурной книги Штейгледера, обрамляющими программу, мы видим впечатляющую панораму барочной органной музыки: каждая из её составляющих риторически сопоставляется с другими, с чем-то «рифмуясь», что-то, напротив, оттеняя по контрасту. Хоральная партита Себастьяна Баха, одна из первых крупных вех его творчества, запечатлевшая непосредственные творческие поиски молодого композитора, — и ария из Гексахордума, созданного Пахельбелем в конце жизни как символ высокого мастерства и искусного письма, достойного остаться в веках. Графически чёткое и ясное письмо Свелинка с типичными северными перекличками двух мануалов — и мягкий, пластичный стиль Рихтера, опирающийся на французскую орнаментику и итальянскую полифонию. Абсолютная свобода и разомкнутость «парящей в воздухе» фробергеровской токкаты на вознесение Святых Даров — и целеустремлённое движение в tiento Пабло Бруна, основная мысль которого оказывается заключена в типичный гармонический квадрат, на основе которого строится форма, подобная пассакалии. Исполнитель: Андрей Коломийцев (орган) В программе: Иоганн Ульрих Штейгледер (1593–1635) Фантазия из книги табулатур Dass Vatter Unser (1627 г.) Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621) Фантазия в манере эхо in d Иоганн Якоб Фробергер (1616–1667) Токката VI da sonarsi alla leuatione, FbWV 106 Фердинанд Тобиас Рихтер (1651–1711) Токкатина и каприччио in d Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия in c, BWV 999 Хоральная партита O Gott, du frommer Gott, BWV 767 Пабло Бруна (1611–1679) Tiento sobre la Letanía de la Virgen de 2° tono Иоганн Пахельбель (1653–1706) Aria prima из сборника Hexachordum Apollinis Чакона in d Иоганн Ульрих Штейгледер Токката из книги табулатур Dass Vatter Unser (1627 г.)