
Программа концерта, с одной стороны, объединяет одни из самых ярких музыкальных страниц эпохи барокко, с другой — даёт представление о многообразии жанров, существовавших в то время. Сочинения Букстехуде, Вивальди, Генделя и Баха выбраны для этого не случайно: творчество этих композиторов ассоциируется с вершиной европейской барочной музыки.
Современный слушатель знаком с творчеством Вивальди благодаря его четырём концертам для скрипки и струнного оркестра «Времена года». Действительно, скрипка была «инструментом-наперсником» композитора — он владел ею в совершенстве. Другая область творчества итальянского мастера — вокально-инструментальные сочинения. Перу Вивальди принадлежат 39 опер, 23 светские кантаты, а также многочисленные духовные сочинения.
Жанр мотета возник ещё в XII веке во Франции и изначально представлял собой вокальное многоголосное произведение полифонического склада. С развитием жанра в мотетах стали появляться сольные вокальные номера, а также полностью сольные мотеты. Как и другие подобные вокальные сочинения, сольный мотет требует от исполнителя виртуозной вокальной техники и искусного владения собственным голосом. В программе прозвучит мотеты «Nulla in mundo pax sincera» и «In turbato mare irato»
Творчество Иоганна Себастьяна Баха — вершина эпохи барокко. Органное наследие композитора представлено двумя хоральными обработками, в каждой из которых Бах с помощью музыкально-риторических средств передал основное содержание хорала. Месса ля мажор и кантата BWV 35 — яркие образцы духовной области творчества великого полифониста эпохи барокко.
Гендель также представлен в программе как автор вокальных и инструментальных сочинений. В оперных ариях композитор стремился к правдивому воплощению жизни, к передаче естественного душевного состояния. Этому во многом способствовал инструментальный стиль вокальных линий, который органично сочетается с мелодической изящностью и пластичностью.
Основная тема арии Альмиры из оперы «Ринальдо» — борьба человека с угнетением и стремление к свободе. Героиня, находясь в плену, оплакивает свою судьбу и молится о пощаде.
Концерты Генделя для органа и камерного оркестра op. 4 — первые сочинения этого жанра для данного состава инструментов. Изначально они были написаны в качестве интермедий, исполняемых между частями ораторий. Органные концерты своей структурой напоминают итальянскую церковную сонату, где все части чередуются по принципу медленно—быстро. В программе вечера — фрагмент из Концерта соль минор в переложении для органа соло.
Исполнители:
В программе:
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Чакона in e, BuxWV 160
Антонио Вивальди (1678–1741)
Мотет Nulla in mundo pax sincera, RV 630
Apri le luci, e mira... Ария из оперы Catone in Utica, RV 705
Концерт ля минор, RV 580 (транскрипция для органа Ги Бове)
Мотет In turbato mare irato, RV 627
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральные прелюдии:
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Andante из Концерта № 1 соль минор, op. 4, HWV 289 (транскрипция для органа Марселя Дюпре)
Lascia, ch’io pianga... Ария Альмиры из оперы Rinaldo, HWV 7
Категории билетов:




















