Опера Гектора Берлиоза, исполняется на французском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке). Дирижёр — Валерий Гергиев. Как на пёстром итальянском карнавале, в «Бенвенуто Челлини» Берлиоза перемешались комическое и трагическое, глубокие чувства и игра, ироничное лицедейство и пронзительная душевная обнажённость. Оперный первенец великого французского композитора-романтика принадлежит к редкой породе: это опера-семисериа, то есть «полусерьезная» опера. Её главная идея вполне серьёзна: речь идет о гении и творчестве, о месте художника в социуме, о цене произведения искусства. В фигуре знаменитого флорентийского скульптора Челлини Берлиоз увидел свое альтер эго — гения, который, что называется, ходит по краю, но только так и может творить шедевры. В определённый момент дело принимает совсем серьёзный оборот: на сцене совершается убийство, а потом и сам герой оказывается на волосок от смерти. Но Берлиоз не морализатор: серьёзность тут соседствует с комизмом, лирические герои — с буффонными, живые люди — с масками. Здесь есть и развёрнутые арии рефлексирующих героев, и умопомрачительные, моцартовские по духу ансамбли, и великолепные хоровые сцены, в том числе грандиозный финал первого акта, о котором Ференц Лист сказал, что он написан «пылающими нотами». «Бенвенуто Челлини» — это ещё и праздник оркестра; Берлиоз, с его стремлением породнить оперу с симфонией, создал совершенно ослепительную партитуру, полную блестящих тембровых находок. Объём оперы показался Листу, поставившему её в Веймаре, избыточным, и большие фрагменты ушли в купюры. Новый спектакль Мариинского театра основан на полной, парижской версии. «Бенвенуто Челлини», с его многолюдными уличными сценами, попойкой в таверне, балаганным театром, римским папой в качестве Deus ex Machina и прочими эффектными ситуациями, предоставляет любому оперному режиссёру заманчивое поле деятельности. Московский постановщик Алексей Франдетти увидел параллели между историей создания легендарной статуи Персея и историей съёмок культового фильма Федерико Феллини «8½». Режиссёр перенёс действие оперы в 1963 год, на римскую киностудию, где, как известно, с большими трудностями рождался величайший киношедевр ХХ века. Кризисы и прозрения, чередование прокрастинации и лихорадочной деятельности, финансовые «качели» и зависимость от заказчика сопутствуют художественному творчеству в любые времена. Краткое содержание соответствует режиссёрской версии оперы. Действие происходит в Риме в 1960-х годах. Увертюра: На киностудию «Чинечитта» приезжает знаменитый кинорежиссер Бенвенуто Челлини. По заказу продюсера студии Климента Медичи он будет снимать фильм о Персее. Но вот беда: режиссёр переживает творческий кризис и не представляет себе, каким должно получиться его творение. Во время пресс-конференции, посвящённой новому кинопроекту, Челлини знакомится с Терезой, дочерью директора студии Бальдуччи. Взаимную симпатию Терезы и Челлини замечает другой режиссёр, Фьерамоска. Он обращает на это внимание Бальдуччи, который в раздражении разгоняет работников студии. Действие первое: Бальдуччи не в духе: он недоволен тем, что продюсер пригласил в Рим флорентийца Бенвенуто Челлини и заказал ему производство блокбастера «Персей». По мнению Бальдуччи, в Риме есть лучший творец — Фьерамоска. Его он прочит в мужья своей дочери. Но Тереза не слушает ворчание старика-отца. Рассерженный Бальдуччи уходит. Издалека доносится веселая песня: это поёт Челлини со своими друзьями. Тереза получает записку от влюблённого в нее Бенвенуто. Появляется автор записки. Страстью и нежностью проникнуты его слова, обращённые к Терезе. Увлёкшись планами предстоящего побега, влюблённые не замечают подслушивающего их сговор Фьерамоску. Неожиданно возвращается Бальдуччи. Ловкому Бенвенуто удается незаметно скрыться, Фьерамоска же попадается на глаза старику. Бальдуччи вне себя от негодования: за его спиной этот бездельник посмел добиваться свидания с Терезой. Взбешённый директор созывает всех женщин студии. Действие второе: В столовой киностудии собираются сотрудники: художники, операторы, осветители, актеры. Они хотят отпраздновать новую работу Челлини, но кошелёк Бенвенуто пуст, а заведующий столовой отказывается отпускать вино в долг. На выручку приходит друг и ученик Челлини — юный Асканио. Он приносит полученные от Климента деньги. Но вот незадача: директор студии Бальдуччи выдал более чем скромную сумму. Возмущённые художники решают сегодня же зло осмеять скрягу Бальдуччи. Во время съёмки Челлини с помощью Асканио похитит у старика Терезу. Как было заранее условлено, друзья наденут костюмы монахов: Бенвенуто — белую сутану, Асканио — коричневую. Этот план подслушивает Фьерамоска. Как только Челлини и его команда покидают столовую, он спешит договориться со своим приятелем, пьяницей и буяном Помпео, о том, чтобы сорвать замысел флорентийца. Фьерамоска и Помпео переоденутся точно в такие же костюмы, как Бенвенуто с Асканио, и вместо них похитят Терезу. Съёмочная площадка. Все сотрудники киностудии собрались посмотреть, как приглашённый режиссёр запускает производство своей картины. Начало работы отмечают праздником. Скрытые масками друзья Челлини насмехаются над Бальдуччи. Артисты устраивают выступление, в котором пародируют Фьерамоску, Бальдуччи и Климента. Вне себя от злости, директор студии клянётся расправиться с обидчиками. Поглощённый ссорой, он не замечает, как толпа оттесняет от него дочь. К девушке тут же спешат Бенвенуто и Асканио. Одновременно к ней приближаются Фьерамоска и Помпео; на них такие же маски и костюмы. Разгорается спор, переходящий в ожесточённую схватку. Бенвенуто случайно убивает Помпео. Полицейские арестовывают виновника, но тот вырывается и убегает, воспользовавшись общей суматохой. Полицейские бросаются в погоню. Бальдуччи по ошибке хватает Фьерамоску. Действие третье: В мастерской Челлини Тереза и Асканио ждут возвращения Бенвенуто. Появляется Челлини, которому удалось скрыться от преследователей. Он рассказывает о том, как сумел спастись. Внезапно входит Бальдуччи. Он осыпает непослушную дочь упрёками и изъявляет отцовскую волю: сегодня же она обвенчается с Фьерамоской, который доказал свою непричастность к убийству Помпео и освобождён из-под стражи. Перебранку, возникшую между Бальдуччи и Челлини, прерывает Климент. Он прибыл, чтобы узнать, как продвигается работа над кинофильмом. Услышав, что Челлини даже не приступил к работе, продюсер приходит в ярость. Но кто, кроме гениального Челлини, может создать «Персея»? Режиссёру обещают простить все прегрешения, если он сейчас же приступит к съемкам. Челлини требует в награду руку Терезы. Климент согласен и на это. Все присутствующие провожают продюсера, и в мастерской остаётся только Асканио. Ему страшно, ведь срыв работы над «Персеем» может сказаться и на нём. Чтобы справиться со страхом, юноша готовит съёмочную площадку и поёт весёлую песню. Возвращается Челлини. Он по-прежнему не знает, как приступить к работе. Единственное его желание — сбежать отсюда как можно дальше. Тем временем, терпение сотрудников студии на исходе: они требуют зарплату и отказываются работать с Челлини. Даже уговоры Терезы не помогают. Внезапно появляется Фьерамоска. Он пытается перекупить команду конкурента, но получает резкий отказ. Челлини насильно привлекает Фьерамоску к работе над «Персеем» и лихорадочно принимается за дело. Наконец работа закончена — и перед восхищёнными зрителями предстает прекрасное произведение искусства. Спектакль идёт с одним антрактом.