Звучание флейты-траверсо — один из символов барокко, с которым оно чаще всего ассоциируется у современного слушателя. Нежный, прозрачный тембр, изящество линий и тонкость орнаментики, свойственная этому инструменту, оказались как нельзя более кстати в эпоху, когда музыкальная мысль стремилась к максимальному разнообразию выразительных средств. По сути, флейта-траверсо не была чем-то новым — этот инструмент, известный с эпохи Ренессанса, к началу XVII века обрёл более совершенную форму, благодаря которой диапазон его существенно расширился, а тембр стал мягче. Георг Филипп Телеман, чьё имя чаще всего упоминают как пример «неиссякаемого композитора», оставил более сотни сольных флейтовых сочинений — флейта была одним из его любимых инструментов. В его флейтовых фантазиях, как и во многих других сочинениях мастера, сполна раскрывается дух барочной импровизации. Телеман был одним из тех композиторов, кому удалось органично соединить немецкую основательность и рациональность с французским изяществом и итальянской мелодичностью. Судьба французской флейтовой музыки оказалась прочно связанной с династией Оттетер. Жак-Мартин Оттетер, чья музыка прозвучит в сегодняшнем концерте, — один из тех, кто стоял у истоков этого направления: не только как композитор, но и как мастер, создававший инструменты. Его старший родственник, Луи Оттетер, был прославленным мастером, изготавливавшим деревянные духовые. За усовершенствованием инструмента последовало создание масштабного репертуара и новой системы исполнительских принципов. Его учеником в этом ремесле был Николя Шедевиль — современник и коллега Жака Оттетера, также оставивший множество сочинений для флейты-траверсо. Пьер Даникан Филидор — ещё один современник и соотечественник Телемана и Оттетера — остался в истории как представитель знаменитой французской музыкальной династии. Подобно семейству Бахов, несколько поколений Филидоров в течение XVII–XVIII веков создавали и исполняли музыку при французском дворе; каждый из них был связан с каким-либо инструментом или ансамблевым составом, каждый оставил свой след в музыкальной истории. Жан Даникан Филидор, дед Пьера, прославился своими сочинениями для гобоя и ансамблей с гобоем, сам же Пьер отдал предпочтение флейте. Его перу принадлежит ряд сонат, сюит и концертов для этого инструмента, а также масштабный труд о природе гармонии, изданный в 1725 году. Центром сегодняшней программы можно назвать сюиту ми минор, написанную в характерном французском стиле. Исполнители: София Лубянцева (флейта-траверсо) Татьяна Мордвинова (клавесин) В программе: Георг Филипп Телеман (1681–1767) Фантазия для флейты соло № 6 in d, TWV 40:2-13 Dolce Allegro Spirituoso Жак-Мартин Оттетер (1674–1763) Первая сюита in D для флейты-траверсо и basso continuo из сборника Premier livre de pieces pour la Flûte-traversiere, et autres Instruments avec la Basse Prelude Allemande. La Royalle Rondeau. Le Due d’Orleans Sarabande. La d’Armagnac Gavotte. La Meudon Menuet. Le Comte de Brione — Second menuet Gigue. La foliebon Пьер Даникан Филидор (1681–1731) Пятая сюита in e для флейты-траверсо и basso continuo, op. 1 Trés lentement Allemande Sarabande Gigue