Бахиана и орган по-славянски — путешествия через столетия органной Германии с конечным пунктом в России наших дней. За органом Софья Иглицкая. Бах и Брамс — величайшие представители эпох барокко и романтизма. Необъятное творчество Иоганна Себастьяна Баха ассоциируется, прежде всего, с органной музыкой. Блестящий органист — виртуоз и импровизатор, а также эксперт, с которым советовались лучшие органостроители, Бах на протяжении своей жизни неизменно обращался к органу. Он создавал сочинения в самых разных жанрах: от миниатюрных хоральных прелюдий и камерных трио-сонат до масштабных двухчастных циклов прелюдий и фуг. В отличие от своего гениального предшественника, Иоганнес Брамс обратился к органу лишь дважды. В начале своего творческого пути он создал прелюдии и фуги, по своим полифоническим масштабам сходные с баховскими. В конце жизни он простился с миром циклом хоральных прелюдий, в которых строгие мелодии лютеранских хоралов наполнились созвучными его времени гармониями и интонациями. Творческое наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно находился в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Райнбергер был одним из самых востребованных педагогов по композиции своего времени. Будучи весьма консервативным в своем творчестве, он учил композиции, строго придерживаясь классической традиции. В числе его многочисленных учеников — дирижер Вильгельм Фуртвенглер и физик Макс Планк! Райнбергер сочинял в самых разных жанрах — от песни до оперы и симфонии. В наши дни более всего известны его 20 сонат для органа. Макс Регер — поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных сочинений. В творчестве Регера орган, впервые после Баха, стал ведущим инструментом. Хорошо известно высказывание композитора: «Себастьян Бах для меня — начало и конец всей музыки, на нём зиждется и основывается всякий истинный прогресс». Макса Регера можно назвать последним из немецких романтических бахианцев. Неожиданный поворот в драматургии концерта — обращение к творчеству нашего современника Юрия Буцко. «Большая органная тетрадь» Юрия Буцко — уникальное явление в современном органном репертуаре, созданном в России. Обращение к старинным жанрам абсолютно по-новому раскрывает их в наши дни, представляя богатейший спектр образов и ассоциаций. Бахиана и орган по-славянски — непостижимый мир музыкальных вселенных! Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты. Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России. Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга. Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь! Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Токката ре минор (дорийская) BWV 538/1 Две хоральные прелюдии: Wenn wir in höchsten Nöten sein (Когда мы в величайшей нужде) BWV 641 Фугетта Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’ (Слава в вышних Богу) BWV 677 Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Соната для органа № 4 ля минор op. 98: I Tempo moderato Макс Регер (1873–1916) — Мелодия op. 129 Благодарственный псалом op. 145 Иоганнес Брамс (1833–1897) — Две хоральные прелюдии op. 122: Herzlich tut mich erfreuen (Всем сердцем радуюсь я благословенной летней поре) O Gott, du frommer Gott (О, Господь Всеблагий) Юрий Буцко (1938–2015) — Полифонические вариации на древнерусскую тему Вечное движение на тему «Святый Боже» из Первой Большой органной тетради Исполнитель: Лауреат международных конкурсов Софья Иглицкая, орган (Москва) Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта.