Среди всех существующих типов концертной программы отдельным «жанром» выступает такое её построение, где исполнитель сопоставляет предельно контрастные эстетические и культурные парадигмы — к примеру, европейскую и внеевропейскую музыку. В этом концерте музыка И. С. Баха прозвучит в непосредственном соседстве с национальной музыкой Японии, а также несколькими сочинениями, написанными в подражание японскому стилю. Сякухати — японская продольная бамбуковая флейта, история которой восходит к Средним векам; считается, что этот инструмент пришёл в Японию из Китая в VIII веке, при этом существуют версии о более раннем происхождении сякухати, связанном с культурой Древней Индии и Древнего Египта. Игра на сякухати рассматривалась как медитативная практика японских монахов: сдержанный динамический диапазон инструмента с возможностью отображать множество нюансов ассоциировался с буддийской концепцией «срединного пути». При этом предполагалось, что чем выше мастерство играющего, тем большей самореализации он достигает. Такая «самодостаточность» вполне рифмуется с мировоззрением Иоганна Себастьяна Баха — композитора, бывшего в курсе самых разных музыкальных практик своего времени, но отнюдь не считавшего нужным в какой бы то ни было степени следовать модным тенденциям и коммерциализировать своё искусство. По сути, всю его музыку можно воспринимать как глубоко личный путь к вершинам мастерства — путь, совершаемый ради себя самого, лежащий в системе знаков, намеренно «скрывающей» его от глаз невзыскательной части публики: потенциальным слушателем (и, соответственно, свидетелем этого пути) может стать только некто заведомо разделяющий его ценности. Исполнители: Владимир Шуляковский (скрипка) Никита Часовников (японская флейта сякухати) В программе: Кëреи для сякухати соло Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Аллеманда и сарабанда из Партиты № 2 ре минор для скрипки соло, BWV 1004 Гекко Рейбо для сякухати соло Владимир Шуляковский (род. 1962) «На склонах Фудзи» для скрипки и сякухати «Подражание кото», Quasi shakuhachi для скрипки соло Мине но Цуки для сякухати соло Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и сарабанда из Сюиты № 2 ре минор для виолончели, BWV 1008 (транскрипция для скрипки) Владимир Шуляковский Кё-ки для сякухати и скрипки