Концерт в рамках ХII Международного органного фестиваля «Мариинский». Исполняется на немецком языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке). Для баховских «Страстей по Иоанну» нынешний год — юбилейный; монументальная оратория великого немецкого мастера была написана и исполнена триста лет назад. Впервые она прозвучала в 1724-м, на богослужении Страстной пятницы в лейпцигском храме Святого Николая. Композитору в это время было тридцать девять лет, годом ранее он стал кантором церкви Святого Фомы. Бах будет трудиться здесь четверть века, до самой смерти, и в последнюю Страстную пятницу своей жизни вновь исполнит с певчими и оркестрантами именно «Страсти по Иоанну». Будучи первым сочинением Баха в жанре пассионов (Passion по-немецки означает «страсть, страдание»), «Страсти по Иоанну» оказались в тени более знаменитых и масштабных «Страстей по Матфею», однако по художественным достоинствам две эти партитуры не уступают друг другу. «Страсти» повествуют о последних днях земной жизни Иисуса Христа — от пленения до распятия и положения во гроб. Сюжетным и смысловым стержнем произведения служит канонический новозаветный текст в переводе Мартина Лютера — соответствующие главы из Евангелия от Иоанна с добавлением двух фрагментов из Евангелия от Матфея. По традиции партия рассказчика-евангелиста поручена тенору. Его реплики — не отстраненная церковная псалмодия, как это было в более ранних образцах жанра, но аффектированный речитатив. Повествовательный драматургический пласт перемежается с лирическим; личная эмоциональная реакция на трагические события сосредоточена в ариях. Религиозно-философский комментарий даётся в хоралах; если ария — это «Я-высказывание», то хорал — высказывание общины, шире — церкви как собрания верующих, ведь слова и мелодии хоралов были хорошо знакомы каждому прихожанину. Совершенно иначе хор звучит в так называемых турбэ — крайне экспрессивных, коротких высказываниях «толпы» (учеников, первосвященников, стражников). Сложная, многоуровневая композиция опирается на два крупных мадригальных хора: величественный хор Herr, unser Herrscher («Господь — наш владыка») в начале и благоговейное хоровое отпевание Ruht wohl, ihr heiligen Gebeine («Покойтесь с миром, святые останки») в конце. Не менее значим и оркестр пассионов, который многое позаимствовал из светских музыкальных жанров. Богатая тембровая палитра включает в себя самые разнообразные инструменты (кроме неуместной в «Страстях» меди), в том числе гобой да качча, гобой д’амур, виоль д’амур, виолу да гамба. Особая роль отведена органу — недаром «Страсти по Иоанну» вошли в афишу ХII Международного органного фестиваля «Мариинский». Органист исполняет партию бассо континуо — «непрерывного баса», — поддерживая тем самым всю фактуру «Страстей»: от первых тактов до заключительного хорала. Исполнители: Солисты оперы, хор и Симфонический оркестр Мариинского театра; Партия органа; Дирижёр — Константин Рылов. В программе: Иоганн Себастьян Бах — «Страсти по Иоанну» для солистов, хора и оркестра.