Органное творчество Иоганна Себастьяна Баха — вершина музыки эпохи барокко. Программа концерта не только даёт практически полное представление о жанрах, образующих наследие великого полифониста, но и знакомит слушателя с миром «риторической музыки», которая подобно ораторской речи поражает своей выразительностью и глубиной высказывания.
Прелюдии и фуги си минор и ми минор выделяются своей монументальностью. В эпоху барокко за этими двумя тональностями закрепляются трагические образы. Выбрав в качестве тонального центра ми минор и си минор, Бах до предела заостряет образно-смысловое наполнение музыки: оба цикла имеют ярко патетический, «пассионный» характер. Прелюдия си минор пронизана синкопированным ритмом, её фактура полифонизирована и имеет сложный ритмический рисунок. Музыкальная речь прелюдии ми минор начинается с выразительного высказывания одинокого голоса, сопровождаемого аккордами — в BWV 548 передана постоянная внутренняя борьба и душевное смятение.
Сборник Clavierübung III в настоящее время называют «Органной мессой» — своей структурой он напоминает Катехизис Мартина Лютера. Особую трудность для толкования представляют четыре дуэта. В них отсутствует связь с хоралами и при этом ощущается живописное начало. В дуэтах Бах с помощью «риторических символов», возможно, изображает четыре стихии материального мира. Говоря о религиозно-философском аспекте в сочинениях Баха, можно сказать, что четыре дуэта символизируют крест.
Остальные жанры, представленные в программе, — высокохудожественные образцы полифонического письма. Хоральная партита по форме представляет собой вариации на хорал; ричеркар из «Музыкального приношения» — особенно сложная и изысканно разработанная фуга, а «Маленький гармонический лабиринт» в прямом смысле вводит в заблуждение слушателя своим тональным развитием.
Исполнитель:
Алексей Шевченко (орган, г. Москва)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
№ 1 ми минор, BWV 802
№ 2 фа мажор, BWV 803
№ 3 соль мажор, BWV 804
№ 4 ля минор, BWV 805