Бах. Риторическая энциклопедия

Бах. Риторическая энциклопедия

Органное творчество Иоганна Себастьяна Баха — вершина музыки эпохи барокко. Программа концерта не только даёт практически полное представление о жанрах, образующих наследие великого полифониста, но и знакомит слушателя с миром «риторической музыки», которая подобно ораторской речи поражает своей выразительностью и глубиной высказывания.

Прелюдии и фуги си минор и ми минор выделяются своей монументальностью. В эпоху барокко за этими двумя тональностями закрепляются трагические образы. Выбрав в качестве тонального центра ми минор и си минор, Бах до предела заостряет образно-смысловое наполнение музыки: оба цикла имеют ярко патетический, «пассионный» характер. Прелюдия си минор пронизана синкопированным ритмом, её фактура полифонизирована и имеет сложный ритмический рисунок. Музыкальная речь прелюдии ми минор начинается с выразительного высказывания одинокого голоса, сопровождаемого аккордами — в BWV 548 передана постоянная внутренняя борьба и душевное смятение.

Сборник Clavierübung III в настоящее время называют «Органной мессой» — своей структурой он напоминает Катехизис Мартина Лютера. Особую трудность для толкования представляют четыре дуэта. В них отсутствует связь с хоралами и при этом ощущается живописное начало. В дуэтах Бах с помощью «риторических символов», возможно, изображает четыре стихии материального мира. Говоря о религиозно-философском аспекте в сочинениях Баха, можно сказать, что четыре дуэта символизируют крест.

Остальные жанры, представленные в программе, — высокохудожественные образцы полифонического письма. Хоральная партита по форме представляет собой вариации на хорал; ричеркар из «Музыкального приношения» — особенно сложная и изысканно разработанная фуга, а «Маленький гармонический лабиринт» в прямом смысле вводит в заблуждение слушателя своим тональным развитием.

Исполнитель:

Алексей Шевченко (орган, г. Москва)

В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

  • Прелюдия и фуга си минор, BWV 544
  • Четыре дуэта из сборника Clavierübung III / «Клавирное упражнение», том 3:

№ 1 ми минор, BWV 802
№ 2 фа мажор, BWV 803
№ 3 соль мажор, BWV 804
№ 4 ля минор, BWV 805

  • Хоральная партита Sei gegrüßet, Jesu gütig, BWV 768
  • Ricercar a 3 из цикла Das musikalische Opfer («Музыкальное приношение»), BWV 1079
  • Kleines harmonisches Labyrinth («Маленький гармонический лабиринт»), BWV 591
  • Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548

Стоимость 700
Участвуют:
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

Лютеранская церковь Святой Екатерины

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге