Главным «действующим лицом» программы этого концерта является Иоганн Себастьян Бах. Его творчество — вершина эпохи барокко — оказало огромное влияние на композиторов последующих столетий, в особенности эпохи романтизма. Органное наследие Баха представлено в программе широко и исчерпывающе. Жанры «прелюдия и фуга» и обработка хорала в творчестве композитора были ведущими. Прелюдия и фуга ми минор выделяется своей монументальностью и высокопатетическим характером: музыка этого цикла изобилует резкими сочетаниями и напряженностью развития. Хоральная фантазия отличается от хоральной прелюдии более свободным обращением со структурой церковного напева. Однако неизменным остается цель обработки — музыкальными средствами раскрыть содержание хорала. Концерт ре минор является баховской транскрипцией концерта для струнного оркестра Антонио Вивальди. А трио-сонаты Баха являются настольной книгой каждого органиста. Под словом «трио» подразумевает наличие трех индивидуализированных мелодических линий: одну играет правая рука, вторую — левая, а третья партия — для ног. Такая чистая трехголосная фактура требует от органиста выдержки и хорошей координации всех движений. Органное наследие Мендельсона и Брамса, композиторов эпохи романтизма, тесно связано с барочными традициями. В основе шестой сонаты Мендельсона лежит хорал «Отче наш»: первая часть сонаты представляет собой цикл вариаций на этот напев, который можно сравнить с барочной хоральной партитой. Произведения Брамса отличаются глубоко философским содержанием. Он подробно изучал старинную полифоническую музыку, произведения Баха. Обращение Брамса к старинному для романтизма жанру прелюдии и фуги — дань уважения традициям прошлого. Исполнитель: Вероника Лобарева (орган, г. Казань) В программе: Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия in G Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Сицилиана (Largo e spiccato) и финал из Концерта ре минор, BWV 596 (транскрипция концерта ре минор, RV 565 Антонио Вивальди) Трио-соната № 6 соль мажор, BWV 530 Vivace Lento Allegro Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Chorale из Сонаты № 6 ре минор, op. 65, MWV W 61 Иоганн Себастьян Бах Хоральная фантазия Wo Gott der Herr nicht bei uns hält, BWV 1128 Иоганнес Брамс (1833–1897) Прелюдия и фуга соль минор, WoO 10 Сергей Танеев (1856–1915) «Молитва без слов» Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548
Откройте непревзойдённый Петербург в новом свете на теплоходной прогулке Уникальный маршрут длиной 50 км проведёт вас мимо самых знаковых достопримечательностей. …