Концерт органной музыки «Бах: Коллекция шедевров»
Иоганн Себастьян Бах
Лилия Кузнецова (орган, Санкт-Петербург)
«Органные вечера в Старой Коломне» — это захватывающее путешествие в мир органной музыки с известными органистами Санкт-Петербурга и всей России! Приглашаем жителей и гостей города на концерт Лилии Кузнецовой «Бах: коллекция шедевров», который пройдет в Римско-католическом храме св. Станислава 25 октября в 19:30.
В программу концерта Лилии Кузнецовой включены яркие сочинения Иоганна Себастьяна Баха. Музыка великого композитора будет представлена в разных жанрах. Прозвучат такие популярные произведения, как Концерт ля минор по А. Вивальди и знаменитая Токката и фуга ре минор.
Лилия Кузнецова получила образование в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н.А. Римского-Корсакова и РАМ имени Гнесиных в Москве. Она обладает обширным репертуаром, который включает в себя музыку XVII-XX веков, отдавая предпочтение сочинениям И.С. Баха и композиторов-романтиков. Органистка успешно сочетает исполнительскую деятельность с преподаванием органа в родном училище. Среди ее студентов — лауреаты всероссийских и международных органных конкурсов.
Римско-католический храм св. Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству с консерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеет многовековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825 году. Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять на современном инструменте органную музыку всех стран и эпох.
Подробное описание:
Концерт откроет Фантазия соль мажор («Piece d’orgue») - пьеса во французском духе, с токкатообразными разделами, обрамляющими пятиголосное фугато.
Прелюдия и фуга ре минор — один из ранних опусов композитора. Фуга написана в блестящем концертном стиле. Это обработка собственного сочинения композитора - фуги из Сонаты соль минор для скрипки соло, созданной несколькими годами ранее.
Строение Токкаты, адажио и фуги до мажор близко трёхчастному концерту и напоминает об А. Вивальди, который в своём творчестве утвердил этот жанр. Токката также состоит из трёх разделов: в первых двух виртуозные партии рук и ног выступают по отдельности, соединяясь в третьем. Адажио - один из ярких примеров мелодического дара Баха. За ним следует динамичная фуга.
В последние годы жизни композитор работал над переработкой ряда больших хоралов, сочиненных, вероятно, в веймар-кётенский период. Они были объединены в цикл «18 Лейпцигских хоральных обработок». В них проявилось совершенное контрапунктическое письмо мастера. Будут исполнены три хорала из этого цикла.
Знаменитый Концерт ля минор был написан в веймарский период, когда композитор был увлечён итальянской музыкой - творчеством А. Корелли, А. Вивальди, Т. Альбинони. Вивальди оставил большое творческое наследие, став одной из главных фигур итальянского музыкального барокко. Он создал более 90 опер и 500 концертов для оркестра и сольных инструментов. Концерт ля минор – оркестровое сочинение Вивальди, переложенное для органа Бахом. Он имеет трёхчастную структуру, с подвижными виртуозными крайними частями и спокойным средним разделом.
В завершение концерта прозвучит Токката и фуга ре минор. Произведение предположительно написано Бахом во время пребывания в Арнштадте между 1703-1707 гг. Особенностью цикла является непрерывность развития музыкального материала — без перерыва между Токкатой и фугой. Форма состоит из трёх частей: Токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с Токкатой, образует тематическую арку. Не будет преувеличением назвать Токкату и фугу ре минор самым популярным произведением для органа.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)