Инструментальная музыка эпохи барокко выделяется среди произведений других эпох своей полифоничностью. Такая музыка предполагает одновременное звучание двух или несколько мелодий, каждая из которых равноправна и индивидуализирована. Центральной и почти всеобъемлющей полифонической формою у Баха была фуга. Она проникла едва ли не во все жанры его инструментальной и вокальной музыки. Ведущую роль в органном наследии композитора играет цикл «прелюдия и фуга». Здесь фуга как бы подготавливается вступительной частью — прелюдией. Прелюдия и фуга ре минор поражает своим архаичным звучанием, а си минорный цикл отличается высокопатетическим характером: обилие резких сочетаний, напряженность музыки сохраняется до самого конца. Сборник «Искусство фуги» — огромный полифонический цикл, в котором Бах объединил все возможные способы написания фуг. Каждую фугу он назвал «контрапунктом» (дословно: «нота против ноты»), подчеркивая здесь еще большую самостоятельность каждого голоса. Трио-сонаты Баха являются «настольной книгой» для каждого органиста. Слово «трио» в названии означает наличие трех индивидуализированных мелодических линий (одну играет правая рука, вторую — левая, а третья партия — для ног). Трио-сонату можно легко переложить для ансамбля, состоящего из трех инструментов: в эпоху барокко обычно это были две флейты или две скрипки с клавесином. Фуги встречаются у Баха и в трио-сонатах: так, финал ми-минорной сонаты Un poco allegro написан в форме трехголосной фуги. Хоральные прелюдии и переложения частей из кантат Баха знакомят с духовной областью творчества великого полифониста. Музыка этих произведений как бы «комментирует» текст хоралов. В Schmücke dich, o liebe Seele («Облачись в одежды света, о, душа») она повествует о вечной красоте человеческой жизни, а в Wir glauben all an einen Gott («Мы все веруем в единого Бога») — о душевной встречи с Богом через молитву. Исполнитель: Егор Колесов (орган) В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ре минор, BWV 539 Contrapunctus 4 из сборника Die Kunst der Fuge («Искусство фуги»), BWV 1080 Хоральная прелюдия Wir glauben all an einen Gott, BWV 740 Presto из кантаты Geist und Seele wird verwirret, BWV 35 (транскрипция для органа Александра Гильмана) Contrapunctus 8 из сборника Die Kunst der Fuge («Искусство фуги»), BWV 1080 Sinfonia из кантаты Wir danken dir, Gott, wir danken dir, BWV 29 (транскрипция для органа Марселя Дюпре) Хоральная прелюдия Schmücke dich, o liebe Seele, BWV 654 Хорал Ertöt uns durch dein Güte из кантаты Jesus nahm zu sich die Zwölfe, BWV 22 (транскрипция для органа Мориса Дюрюфле) Трио-соната № 4 ми минор, BWV 528 I. Adagio-Vivace II. Andante III. Un poco allegro Прелюдия и фуга си минор, BWV 544