Бах и органная Франция — в концерте Майи Мокрецовой пересекутся органные истории Германии и Франции. Органное творчество немецкого гения — звуковое воплощение Вселенной, полное величия, глубины и духовности. В мирах Баха царит строгий порядок и гармония. Как и во Вселенной, все элементы взаимосвязаны и подчинены единому закону. Импровизационные прелюдии можно сравнить с рождением новых галактик, а фуги, созданные по строгим законам полифонии, отсылают нас к законам физики, управляющим движением небесных тел. Слушая органные сочинения Баха, ощущаешь себя частью вечного потока времени и пространства. Вечер откроет легендарная Токката и фуга ре минор. Также прозвучит ранний баховский шедевр Пассакалья, органная транскрипция популярной Арии из оркестровой сюиты и самая известная хоральная обработка, использованная в мировом кинематографе. Этот же хорал прозвучит в обработке старшего современника Баха Винсента Любека. К началу XVIII века представитель северонемецкой органной школы Винсент Любек был одним из самых востребованных музыкантов Германии, но, несмотря на долгую жизнь и высокую репутацию, сохранилось очень мало его сочинений. Фантазия нашего современника Наджи Хакима «БахОрама» написана на самые известные мотивы из сочинений великого немца. Хаким — французский композитор и органист ливанского происхождения, ученик Жана Лангле и преемник Оливье Мессиана на посту органиста церкви Святой Троицы в Париже. Бах был безусловным идеалом композиторов французской романтической школы XIX столетия. Именно в это время благодаря гению органостроителя Аристида Кавайе-Коля был создан принципиально новый тип инструмента, открывший небывалые возможности для композиторов-органистов. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа и продолжают поражать богатством звучания и по сей день. Многие композиторы обратились в это время к органу. Французская органная история представлена сочинениями Видора и Вьерна. Родоначальник жанра органной симфонии Шарль Мари Видор в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звёздных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия. Блистательный Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Он снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар короля инструментов. Бах и органная Франция — погружение в бескрайнюю стихию короля инструментов! Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нём одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чём вы можете убедиться, посетив наши концерты. Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России. Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведён по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга. Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь! Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Токката и фуга ре минор, BWV 565; Хоральная прелюдия Ich ruf’ zu dir (Взываю к Тебе, Господи), BWV639; Винсент Любек (1654–1740) — Хоральная фантазия Ich ruf’ zu dir (Взываю к Тебе, Господи); Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Пассакалия и фуга для органа до минор, BWV 582; Луи Вьерн (1870–1937) — Les Cloches de Hinckley (Колокола Хинкли) из Сюиты № 4 «24 пьесы-фантазии» op. 55 № 6; Иоганн Себастьян Бах — Ария из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор в переложении для органа; Наджи Хаким (1955*) — Фантазия для органа на темы Баха «БахОрама»; Шарль-Мари Видор (1844–1937) — Токката из Симфонии для органа № 5 фа минор, op. 42/1. Исполнители: Дарья Котлярова (сопрано); Майя Мокрецова (орган) — лауреат международных конкурсов. Продолжительность концерта: 1 час 10 минут (без антракта).