Эта программа, в которой музыка Баха соседствует с народными мелодиями Ирландии, — своеобразный диалог двух культур, разделённых не только географией, но и историческим временем. В ней переплетаются сочинения, созданные в эпоху барокко, и музыка рубежа XIX–XX веков, отмеченного расцветом национальных школ, в том числе ирландской. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор BWV 552, открывающие и завершающие концерт, — одно из самых торжественных баховских сочинений для органа. BWV 552 входит в состав третьего тома «Клавирного упражнения», изданного Бахом в 1739 году. К другому полюсу программы относятся сочинения композиторов конца XIX — начала XX века, которые стремились создать национальный стиль, основанный на многовековых традициях народной музыки. Чарльз Вильерс Стэнфорд — выдающийся ирландский композитор, дирижёр и органист — был одним из инициаторов «английского музыкального возрождения» на рубеже XIX–XX веков. В своих сочинениях, близких к романтическому стилю, он использовал английские и ирландские народные мелодии. Алек Роули — английский композитор, пианист, органист, педагог, музыкальный писатель, служивший органистом в нескольких церквях Лондона и преподававший композицию в Тринити-колледже. Он известен прежде всего как педагог и автор образовательной музыки. Оскар Линдберг — шведский композитор и органист, среди произведений которого хоровая и оркестровая музыка. Джеймс Хили Уиллан — англо-канадский органист и композитор, известный прежде всего своей церковной органной музыкой, хотя им написано более 800 произведений. Ирландский композитор Джеффри О’Коннор-Моррис, большую часть жизни проживший в Канаде, был также известным органистом, дирижёром и музыкальным педагогом. В его творчестве, возможно, переплетались традиции ирландского и английского музыкального фольклора. В качестве «связки» между этими двумя полюсами выступает хоральная прелюдия Christ lag in Todesbanden Баха. Среди особенностей программы — импровизация на старинную ирландскую мелодию. Эта традиция, восходящая к истокам органной музыки, позволяет исполнителю не только продемонстрировать своё мастерство, но и по-новому взглянуть на материал, созданный несколько веков назад. Исполнитель: Кристина Ротаева (орган, лоу вистл, г. Петрозаводск) В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия ми-бемоль мажор, BWV 552/1 из сборника Clavierübung III / «Клавирное упражнение», том 3 Старинная ирландская мелодия Eanach Dhúin Оскар Линдберг (1887–1955) Соната соль минор для органа, op. 23 — Marcia elegiaca — Adagio Чарльз Вильерс Стэнфорд (1852–1924) Прелюдия № 6 из цикла «6 прелюдий», ор. 105 Прелюдия № 6 из цикла «6 коротких прелюдий и постлюдий», ор. 101 Хили Уиллан (1880–1968) Прелюдии на St. Columba и Aberystwyth из сборника 10 Hymn Preludes Set I, HWC 169 Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия Christ lag in Todesbanden, BWV 718 Старинная ирландская мелодия Ar Éirinn Ní Neosfainn Cé Hí Джеффри О’Коннор-Моррис (1886–1964) «Кэрол» «Кельтская мелодия» Старинная ирландская мелодия Londonderry air (транскрипция для органа П. Орема) Иоганн Себастьян Бах Фуга ми-бемоль мажор, BWV 552/2 из сборника Clavierübung III / «Клавирное упражнение», том 3