
Программа сегодняшнего концерта знакомит слушателя с редко исполняемыми и немногочисленными страницами русского органного и клавесинного репертуара.
Почему же орган оказался на периферии интересов у русских композиторов? Отвечая на этот вопрос, важно упомянуть, что в XVIII веке в России происходит подъём национального начала. Всё внимание музыкантов-исследователей того времени направлено на русские народные песни, на русский фольклор. Ладовая переменность, широта и напевность мелодий — немногочисленные черты, которые делают эти музыкальные образцы уникальными. Формы произведений (фуги, обработки хоралов), принципы работы с материалом, которые сложились в органной западноевропейской традиции, невозможно применить по отношению к русскому народному мелосу. Для обработки этих мелодий выкристаллизовывалась форма вариаций на повторяющуюся тему и другие формы. В связи с этим, органные сочинения русских композиторов в большинстве случаев выдержаны в традициях европейских мастеров. Программа концерта составлена таким образом, что помогает выявить общие черты между произведениями русских и зарубежных композиторов.
Прелюдия и фуга ми минор Иоганна Себастьяна Баха выделяется своей монументальностью и впечатляющими масштабами. За тональностью ми минор в эпоху барокко закрепляется трагическая сфера образов. Так, музыка BWV 548 изобилует резкими сочетаниями и напряжённостью развития — все средства здесь направлены на создание высокопатетического музыкального образа.
Немецкий композитор Иоганн Готфрид Мютель считается виртуозом клавишных инструментов. Он был одним из тех западноевропейских музыкантов, которые в XVIII веке жили и работали в пределах Российской империи, тем самым способствуя развитию музыкальной культуры России.
Особый вклад в развитие музыкального образования доглинкинской эпохи внёс немецкий органист и клавесинист Иоганн Вильгельм Гесслер.
В двадцатые годы XIX века он преподавал в Москве и знакомил русских музыкантов и просто любителей музыки с достижениями западноевропейского искусства, обучая их генерал-басу и игре на клавире.
Ян Богумир Прач в первую очередь известен как автор сборника русских народных песен в обработке для голоса и фортепиано, составленный вместе с Николаем Александровичем Львовым. Творческое наследие композитора составляют многочисленные произведения для фортепиано: на концерте прозвучит редко исполняемая большая соната для виолончели и клавесина.
Исполнители:
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548
Иоганн Готлиб Мютель (1728–1788)
Хоральная прелюдия O, traurigkeit
Иоганн Вильгельм Гесслер (1747–1822)
Пять пьес для органа
Михаил Глинка (1804–1857)
Три фуги для органа
Джон Фильд (1782–1837)
Вариации на русскую тему для органа
Ян Богумир Прач (1750–1818)
Большая соната ля минор для виолончели и клавесина, ор. 6
Категории билетов:























