Программа сегодняшнего концерта знакомит слушателя с редко исполняемыми и немногочисленными страницами русского органного и клавесинного репертуара. Почему же орган оказался на периферии интересов у русских композиторов? Отвечая на этот вопрос, важно упомянуть, что в XVIII веке в России происходит подъём национального начала. Всё внимание музыкантов-исследователей того времени направлено на русские народные песни, на русский фольклор. Ладовая переменность, широта и напевность мелодий — немногочисленные черты, которые делают эти музыкальные образцы уникальными. Формы произведений (фуги, обработки хоралов), принципы работы с материалом, которые сложились в органной западноевропейской традиции, невозможно применить по отношению к русскому народному мелосу. Для обработки этих мелодий выкристаллизовывалась форма вариаций на повторяющуюся тему и другие формы. В связи с этим, органные сочинения русских композиторов в большинстве случаев выдержаны в традициях европейских мастеров. Программа концерта составлена таким образом, что помогает выявить общие черты между произведениями русских и зарубежных композиторов. Прелюдия и фуга ми минор Иоганна Себастьяна Баха выделяется своей монументальностью и впечатляющими масштабами. За тональностью ми минор в эпоху барокко закрепляется трагическая сфера образов. Так, музыка BWV 548 изобилует резкими сочетаниями и напряжённостью развития — все средства здесь направлены на создание высокопатетического музыкального образа. Немецкий композитор Иоганн Готфрид Мютель считается виртуозом клавишных инструментов. Он был одним из тех западноевропейских музыкантов, которые в XVIII веке жили и работали в пределах Российской империи, тем самым способствуя развитию музыкальной культуры России. Особый вклад в развитие музыкального образования доглинкинской эпохи внёс немецкий органист и клавесинист Иоганн Вильгельм Гесслер. В двадцатые годы XIX века он преподавал в Москве и знакомил русских музыкантов и просто любителей музыки с достижениями западноевропейского искусства, обучая их генерал-басу и игре на клавире. Ян Богумир Прач в первую очередь известен как автор сборника русских народных песен в обработке для голоса и фортепиано, составленный вместе с Николаем Александровичем Львовым. Творческое наследие композитора составляют многочисленные произведения для фортепиано: на концерте прозвучит редко исполняемая большая соната для виолончели и клавесина. Исполнители: Александр Листратов (барочная виолончель, г. Москва); Алексей Шевченко (орган, клавесин, г. Москва). В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548 Иоганн Готлиб Мютель (1728–1788) — Хоральная прелюдия O, traurigkeit Иоганн Вильгельм Гесслер (1747–1822) — Пять пьес для органа Михаил Глинка (1804–1857) — Три фуги для органа Джон Фильд (1782–1837) — Вариации на русскую тему для органа Ян Богумир Прач (1750–1818) — Большая соната ля минор для виолончели и клавесина, ор. 6: Allegro moderato, Andante grazioso con variazioni, Rondo. Allegretto.