Бах и его отражения

Бах и его отражения
17 июля 2024
СРЕДА
19:30

Знаменитая фраза Моцарта о Бахе – «Он – отец, мы – дети» – по прошествии двух с половиной веков звучит как своеобразный эпиграф к традиции бахианства. Сменялись исторические периоды и стили, пропорционально им менялся музыкальный язык – вплоть до самых смелых модификаций в эпоху модерна, – накапливался исторический опыт, менялись ценности. Но неизменным было одно: Бах оставался путеводной звездой для всех, кто обращался к органу. Кому-то эта звезда светила ярче, от кого-то скрывалась за облаком, но никогда не исчезала бесследно.

Первым сопоставлением с Бахом в этой программе становится Гендель – его исторический «антагонист», по случайности или намеренно не встретившийся с ним лично, но явно знакомый с его музыкальными достижениями. Сходство общих черт музыкального языка (в сущности, неудивительное для ровесников и соотечественников) компенсировалось глубоким контрастом в мировосприятии, разными обстоятельствами становления и взглядами на миссию музыканта. Следующий за Генделем Моцарт – более отдалённый и опосредованный, но и более личный взгляд на баховскую фигуру: композитор, «укоренённый» в уже совершенно иной интонационной среде, делает осознанный шаг в сторону Баха («уже недоступного» или «ещё недоступного», ещё не открывшегося новым поколениям с новой стороны). Третье сопоставление – с Шуманом: его немногочисленные пьесы для органа (точнее, педального фортепиано) проникнуты неким подчёркнутым стремлением отдать дань уважения великому мастеру.

Музыка XX века обрела в Бахе неожиданный импульс к новым поискам: в это время происходит активный поворот в сторону полифонических изысканий, вплоть до самых сложных, опирающихся на хорошо известные барочные модели – но уже в рамках модернового музыкального языка. Дмитрий Шостакович и его белорусский коллега, органист и композитор Михаил Старокадомский – пример того, в каком направлении развивалась вновь обретённая «бахоориентированная» полифоническая практика.

Исполнитель:

Егор Колесов (орган)

В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

  • Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548
  • Трио-соната №4 ми минор, BWV 528
  • I. Adagio – Vivace
  • II. Andante
  • III. Un poco allegro
  • Хоральная прелюдия Das alte Jahr vergangen ist, BWV 614

Георг Фридрих Гендель (1685–1759)

  • Концерт № 1 соль минор для органа с оркестром, op. 4, HWV 289
  • IV. Andante

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)

  • Фантазия фа минор, KV 608

Роберт Шуман (1810–1856)

  • Три этюда в форме канона из op. 56

Михаил Старокадомский (1901–1954)

  • Пассакалия «Круг»

Дмитрий Шостакович (1906–1975)

  • Прелюдия и фуга ми минор из цикла «24 прелюдии и фуги», op. 87 (транскрипция для органа Надежды Бакеевой)

Продолжительность концерта: 1 час без антракта


Стоимость 700 - 2500

Лютеранская церковь Святой Екатерины

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
14 июля, 20 июля ...
Июл
11
08 июля, 11 июля ...
19 июля, 18 августа
12 июля, 20 июля ...
08 июля, 09 июля ...
08 июля, 10 июля
11 июля, 18 сентября
Июл
14
Июл
13
Июл
17