Третье воскресенье месяца — традиционный день, когда в церкви Св. Екатерины звучит И. С. Бах. В этот раз баховская монографическая программа прозвучит в исполнении известной петербургской органистки Юлии Глазковой. Монументальные крупные формы, к которым Бах обращался на протяжении всей жизни, составили подлинную славу его органного творчества: его перу принадлежат несколько десятков прелюдий и фуг, звучащих в наше время практически в каждой органной программе. Архитектурное совершенство этих творений идëт рука об руку с захватывающим аффектом и музыкальным высказыванием «от первого лица», исключительная свобода которого обусловлена широким спектром стилистических и жанровых источников, на которые опирался Бах. В первых же аккордах прелюдии BWV 546 мы узнаëм двухорное антифонное письмо, вызывающее в памяти масштабные хоры из «Страстей по Матфею»; не в пример ей, прелюдия BWV 538 всецело выдержана в духе итальянского концерта (интересно, что она считается единственной из органных прелюдий, в которых Бах собственнолично указал смену мануалов — органное воплощение смены ripieno и concertato). Фуги их также контрастны: типично баховское решение в BWV 546 в виде вынесенной в тему гармонической фигурации — в некотором роде противоположность архаической теме фуги BWV 538. К ним примыкает Пассакалия BWV 582 — несмотря на повсеместную распространëнность этого жанра, в органной музыке Бах обратился к нему лишь однократно, оставив единственный в своëм роде собственный опыт его осмысления. Тема Пассакалии, заимствованная у Андре Резона, становится философским фундаментом всего произведения, развиваясь по мере новых витков формы и, наконец, драматически сталкиваясь со своей противоположностью — контрапунктирующей ей темой в двойной фуге, завершающей сочинение. «Свободные», с точки зрения церковной традиции, формы соседствуют у Баха с многочисленными хоральными обработками — разнообразие их масштабов, типов и форм позволяет говорить об этой стороне его творчества как об отдельной вселенной. В концерте прозвучат две из них: Wo soll ich fliehen hin BWV 646 и Nun komm, der Heiden Heiland BWV 659. Исполнитель: Юлия Глазкова — орган. В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Прелюдия и фуга до минор, BWV 546. Хоральная прелюдия Wo soll ich fliehen hin, BWV 646 из сборника 6 Choräle von verschiedener Art («Шюблеровские хоралы»). Токката и фуга ре минор «дорийская», BWV 538. Трио-соната № 3 ре минор, BWV 527: Andante; Adagio e dolce; Vivace. Хоральная прелюдия Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 659 из сборника «18 Лейпцигских хоралов». Пассакалия до минор, BWV 582.