Художники эпохи барокко стремились к одной цели — воздействовать на зрителя или слушателя, чтобы произвести на него впечатление, донести какую-либо мысль. Для музыкантов главным инструментом воплощения этого было искусство музыкальной риторики и связанная с ней система аффектов. Музыка воспринималась как универсальный язык, который строился в соответствии с грамматическими правилами, аналогично человеческой речи. Творчество Иоганна Себастьяна Баха — яркий тому пример. В органном наследии композитора жанры «прелюдия и фуга» и обработка хорала были ведущими. BWV 532 открывает перед слушателем торжественно-ликующую и радостную сферу образов в творчестве Баха. Тональность ре мажор, восходящие гаммообразные пассажи в педали — немногочисленные «риторические указания» композитора, позволяющие правильно понять аффект сочинения, возможности его воздействия на слушателя. Токката, adagio и фуга до мажор уникальна своей формой: трёхчастную структуру цикла (быстрая токката, фуга и контрастная медленная середина) можно трактовать как фантазию на тему итальянского концерта. Многочисленные педальные соло в токкате сравнимы с монологами — ораторскими высказываниями от первого лица. Музыкальный образ хоральных обработок напрямую зависит от содержания текста, использованного в хорале. В напеве Allein Gott in der Höh’ sei Ehr («Лишь Богу в вышних слава») возносится хвала Святой Троице, поэтому BWV 662 и 664 покоряют ясностью и чистотой музыки. BWV 654 Schmücke dich o liebe Seele («Облачись в одежды света, о, душа») отличается эмоциональной проникновенностью и вместе с тем простотой — музыка повествует о вечной красоте человеческой жизни. Исполнитель: Юлия Глазкова (орган) В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532 Две хоральные прелюдии: Allein Gott in der Höh’ sei Ehr, BWV 662 Allein Gott in der Höh’ sei Ehr, BWV 664 Прелюдия и фуга до мажор, BWV 547 Хоральная прелюдия Schmücke dich o liebe Seele, BWV 654 Токката, adagio и фуга до мажор, BWV 564