Четыре хоральные партиты И. С. Баха, созданные композитором в начале пути, – историческая вершина развития этого специфического немецкого органного жанра и одна из первых крупных вех баховского творчества. Хоральная партита представляет собой ряд вариаций, как правило, количественно совпадающих с числом хоральных строф и объединëнных схожей структурой и драматургией (канциональное проведение в начале и следующий за ним bicinium, частое присутствие диалогических фактур, достигающее апофеоза в финальной вариации). Опираясь на эти принципы, Бах создаёт четыре неординарных, индивидуальных по своему почерку сочинения, в которых ощущается типичная для раннего творчества композитора непосредственность мысли и атмосфера творческого поиска. Цикл из четырёх партит – как, впрочем, и любую другую баховскую монографию – можно назвать своего рода «риторической энциклопедией»: каждую из вариаций Бах строит на узнаваемом мотиве или ритмической фигуре, создавая определëнный жанровый контур. Обрамление лютеранского хорала здесь отличается исключительным разнообразием и богатством: в партитах мы встречаем французские аллеманды и куранты, «лютневые» переборы разложенных аккордов в манере brisé, богато орнаментированные бициниумы, «раннеитальянскую» хроматику и антифонные переклички в финалах, восходящие к северогерманским эхо-фактурам. Наиболее совершенной из баховских партит считается BWV 767 с присущим ей наибольшим мастерством письма, а также примечательным масштабом и продолжительностью. Это единственная партита, предполагающая облигатное использование органной педали; индивидуализация каждого следующего проведения здесь достигает абсолюта, а стилистический диапазон обретает небывалую широту. Исполнитель: Андрей Коломийцев (орган) В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Четыре хоральные партиты: Christ, der du bist der helle Tag, BWV 766 O Gott, du frommer Gott, BWV 767 Ach, was soll ich Sünder machen, BWV 770 Sei gegrüßet, Jesu gütig, BWV 768