Гению Баха было подвластно великое многообразие музыкальных проявлений; все они, зачастую предельно непохожие друг на друга, объединяются вместе с тем общим узнаваемым почерком. Органная сфера была одной из ключевых в его творчестве: для этого инструмента Бах оставил сотни сочинений, охватив самые разные жанры и отдав должное традициям разных национальных школ. Прелюдии и фуги — значительная часть органного наследия Баха, как по объёму, так и по разнообразию. Продолжая идти по следам Букстехуде и его северогерманских соратников, Бах одним из первых разграничивает сложную форму свободных органных сочинений на две самостоятельные части — более импровизационную и собственно полифоническую, — превращая их своеобразный «мини-цикл», составляющие которого могут контрастировать между собой, перекликаться или впрямую продолжать изначальную мысль. Дихотомия строгости и свободы, разведённых по разные стороны формы, позволяла Баху создавать масштабные философские полотна — гораздо более развёрнутые, чем предполагала бы слитная северогерманская форма. Программу замыкает финальный хор из «Страстей по Матфею», аранжированный Шарлем-Мари Видором для французского романтического органа. Переложение ряда баховских тем, принадлежащее Видору, больше сообщает нам не столько о предмете этого посвящения, сколько о том, каким представляли себе Баха за пределами его родины на рубеже XIX–XX веков. Здесь мы можем увидеть Баха глазами композиторов иной эпохи, когда представления о структуре его музыкального языка подчинялись концепциям романтического исполнительства: органная транскрипция, насыщенная множеством «небарочных» включений, делает акцент не на Бахе, но на полувымышленном образе композитора в глазах восторженных потомков. Исполнитель: Ирина Розанова (орган) В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до минор, BWV 546 Прелюдия и фуга до мажор, BWV 545 Пассакалия до минор, BWV 582 Концерт до мажор, BWV 594 (транскрипция концерта ре мажор, RV 208 Антонио Вивальди) Adagio Allegro Solo Финал из оратории «Страсти по Матфею», BWV 244 (транскрипция для органа Шарля-Мари Видора)
Авторский вечер петербургского композитора Константина Хазановича. Константин Хазанович композитор, член петербургского союза композиторов, музыкант, продюсер, …