Раздел баховского творчества, условно называемый «концертами по Вивальди», в наше время зачастую запечатлевается в сознании слушателей как одна из «визитных карточек Баха». В то же время именно они были весьма новаторской для своего времени идеей, максимально неожиданной в органном контексте. Идиоматика итальянского концерта, с его характерным типом движения и постоянным чередованием состязающихся оркестровых групп, изначально была несвойственна органной музыке; именно Бах первым перенëс её на органную почву. Здесь Бах, по сути, оставляет в прошлом эпоху сугубо дискретного органного письма с его импровизационностью, свободой и своеобразной структурой, определяемой риторическими соображениями. Перенос полëтной смычковой фактуры на клавишный инструмент, с иным звукоизвлечением и техническими особенностями, неизбежно драматизирует модус произведения. С другой стороны, здесь сохраняется общий аффект «соревновательности» двух групп оркестра (на помощь приходит чередование мануалов) и непрерывное, лишëнное остановок движение, несвойственное типичным клавирным жанрам, предполагающим известную дискретность формы. Бах, по всей видимости, ощущая в этом противоречии своеобразный импульс, создал ряд подобных переложений как для клавесина (концерты BWV 972 — BWV 987), так и для органа (BWV 591 — BWV 596); среди них встречаются не только концерты Вивальди, но и написанные в том же духе произведения Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского (1696–1715). Монографическая программа, посвящëнная сочинениям в этом жанре, позволяет проникнуться их уникальным стилем, рассмотреть каждый из концертов в сопоставлении с ему подобными и увидеть те изобретательные и виртуозные методы письма, благодаря которым эти переложения стали возможны — а вместе с ними открылась новая страница органного сочинительства. Исполнитель: Светлана Фурник — орган. Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Концерт до мажор, BWV 595 (переложение концерта № 4 Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского); Концерт ре минор, BWV 596 (переложение концерта ре минор, RV 565 Антонио Вивальди) Allegro, Grave, Fuga, Largo e Spiccato, Allegro; Концерт соль мажор, BWV 592 (переложение концерта соль мажор Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского) Allegro, Grave, Presto; Концерт ля минор, BWV 593 (переложение концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди), Allegro (Tempo Giusto), Adagio, Allegro; Концерт до мажор, BWV 594 (переложение концерта ре мажор, RV 208 Антонио Вивальди), Recitativo: Adagio, Allegro.
Исполнители Николай Алексеев дирижёр, Николай Луганский фортепиано, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии. Программа …