Ave Maria — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошёл эту тему. Каждый из мастеров «услышал» молитву по-своему. Петербургские музыканты Лиза Озерная и Егор Колесов представят богатую палитру версий Ave Maria, в числе которых сочинения Баха-Гуно и Шуберта, Керубини и Сен-Санса, Шуха и Бабаджаняна.
В музыкальных версиях Ave Maria не всегда использовался канонический текст. Один из признанных шедевров родился из фортепианной импровизации Шарля Гуно на прелюдию до мажор Баха из Первого тома «Хорошо темперированного клавира», а не менее известная Ave Maria Шуберта была положена на фрагмент текста нашумевшей поэмы Вальтера Скотта «Дева озера». Интересен вариант Арно Бабаджаняна — композитор создал свой вариант без слов, а вокализ отсылает нас к традициям музыкального языка барокко.
В этот вечер также прозвучат вокальные шедевры Моцарта и Перголези, представленного проникновенной арией из знаменитой кантаты Stabat Mater.
Сольный орган раскроется широчайшим спектром сочинений разных стилей и жанров — от эпохи барокко до ХХ столетия.
Токката и фуга ре минор BWV 538 «Дорийская» написана во время пребывания Баха в Веймаре в 1707–1718 годах, в период творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. В «Дорийской» явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян Бах основательно изучал, сделав ряд органных транскрипций неистового венецианца.
Великолепные концерты для органа с оркестром были созданы Генделем для исполнения между частями его ораторий на сцене Королевского театра Ковент-Гарден. После великого оперного бума в 1730-е годы вкусы публики переменились, и композитор приступил к созданию ораторий на различные сюжеты. Для полного триумфа Гендель выступил в них в качестве солиста-виртуоза, играя с непревзойденным блеском.
Фантазия фа минор KV 608 написана Моцартом за год до кончины по специальному заказу для исполнения на механическом органе в музее Muller Exhibition Hall (мемориале памяти фельдмаршала Лаудена). Моцарт писал для механического органа, но мыслил в иных масштабах, поэтому его пьесы прочно вошли в репертуар органистов.
Французский гость вечера — Жан Арист Ален, представленный одной из самых популярных пьес органного репертуара «Литании», объединил в своих сочинениях разнообразные стили и жанры, Восток и Запад. Продолжая традиции своих великих наставников Марселя Дюпре и Поля Дюка, он также был созвучен выразительному языку Дебюсси и Мессиана.
Программу завершает сочинение нашего современника Гельмута Михаэля Бранда «Благословенно имя Его во веки». Написанное в стиле Tintinnabuli, оно возвращает нас к истокам музыки — изначальной и великой простоте.
Ave Maria и прикосновение к бесконечному — музыка на века!
Программа:
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.