«Аллегория Веры» Алессандро Бонвичино, известного как Моретто из Брешии, создана в переломный момент истории западного христианства, когда собравшиеся в соседнем Тренто прелаты еще ждали появления на Соборе вождей Реформации. Картина примечательна не одной только скандально звучащей надписью: iustus ex fide vivit, «праведный верою жив», с убийственно еретическим ударением на «вере». Многие детали выделяют эту вещь из длинного ряда изображений главной католической добродетели. Необычна и ранняя история шедевра, с которого в мастерской художника было изготовлено несколько копий.
Попытки истолкования сводятся к двум линиям. Строго «католическая» подчеркивает, что Моретто работал для князей Церкви, деятельно препятствовавших проникновению с Севера кальвинизма, многажды писал святых и Богоматерь. «Протестантская» школа настаивает на невозможности понять текст пинакограммы иначе, чем в тот исторический момент его понимали все, т. е. как аллюзию на sola fide Лютера. Правотой обеих партий диктуется экуменическое прочтение, находящее яркие подтверждения в текстах католических теологов эпохи. Все необычные элементы картины оказываются органичными, будучи понятыми в русле одной объединяющей идеи: шанс не допустить раскола еще не упущен.
Лектор — Михаил Михайлович Позднев, доктор филологических наук, профессор СПбГУ.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Санкт-Петербурге в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.