Александр Сладковский и MusicAeterna: Шостакович

Александр Сладковский и MusicAeterna: Шостакович
Оркестр musicAeterna продолжает сотрудничество с Александром Сладковским, главным дирижёром Государственного симфонического оркестра Татарстана. Под его управлением оркестр исполнит в Санкт-Петербургской капелле два зрелых шедевра Дмитрия Шостаковича — Первый скрипичный концерт и Десятую симфонию. Солисткой выступит концертмейстер musicAeterna Ольга Волкова.
Первый скрипичный концерт и Десятая симфония — крупнейшие сочинения Шостаковича конца 1940-х — начала 1950-х годов. Они обрамляют один из самых сложных периодов в жизни композитора. Первый скрипичный концерт задумывался специально для Давида Ойстраха летом 1947 года, а заканчивать его автору пришлось в самый разгар травли 1948-го, когда музыка Шостаковича во второй раз подверглась жестокой партийной критике, а он сам был уволен из Московской консерватории «за профнепригодность».
Десятая симфония, написанная летом и осенью 1953 года, ознаменовала собой выход из глубокого личного и творческого кризиса, а её премьера в декабре 1953-го стала первым большим публичным успехом композитора после долгих лет молчания в симфоническом жанре (Девятая была создана в 1945-м).
Эти сочинения близки друг другу. Они конденсируют типичные интонации Шостаковича, кочующие из произведения в произведение, собирают их в кристальных формах и открывают новые пути движения композиторской мысли. Оба произведения открываются медленными частями, воплощающими мучительные размышления и всплески горьких чувств. Энергию действия — демонически-витального — вбирают в себя «злые» Скерцо, столь характерные для Шостаковича.
Именно в Скерцо Скрипичного концерта жалобная фраза из четырех нот оформляется в узнаваемый мотив — в третьей части Десятой симфонии он впервые прозвучит на нотах D-Es-C-H как личная монограмма композитора. Рожденная в саркастическом музыкальном контексте, эта монограмма лишь позже, в Восьмом квартете и других сочинениях обретёт серьёзный суровый тон. В Десятой симфонии иронично звучащему мотиву D-Es-C-H отвечает короткая фраза валторны: она повторяется 12 раз в почти неизменном виде. «Альпийский» мотив долго ставил в тупик исследователей, пока в конце 1990-х не выяснилось, что это — музыкальная монограмма Эльмиры Назимовой, ученицы Шостаковича, в которую тот был платонически влюблен в 1953-м. Сам автор писал Назимовой, что «её» мотив близок к одной из тем «Песни о земле» Малера, воплощающей голос жестокой судьбы.
В творчестве Шостаковича крайне редки случаи, когда те или иные музыкальные темы получают однозначное истолкование. Не стоит преувеличивать ясность значения валторновой темы и её сложной игры с монограммой композитора в Десятой симфонии. Трудно определить смысловые грани этого же мотива в Скрипичном концерте, например, в исполинской виртуозной каденции, связывающей возвышенную «Пассакалью» со скоморошьей «Бурлеской». Многослойность концерта и симфонии позволяет строить самые разные догадки об их содержании — тем интереснее следить за их новыми интерпретациями.
Исполнители:
Ольга Волкова (скрипка);
Оркестр musicAeterna;
Дирижёр — Александр Сладковский.
В программе — Дмитрий Шостакович (1906–1975):
Концерт для скрипки с оркестром № 1 ля минор, ор. 77 (1947–1948): Ноктюрн: Moderato, Скерцо: Allegro, Пассакалья: Andante, Бурлеска: Allegro con brio (солистка — Ольга Волкова);
Симфония № 10 ми минор, ор. 93 (1953): Moderato, Allegro, Allegretto, Andante — Allegro.

Стоимость 2500 - 6000
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
31 января, 01 февраля ...
Фев
07
03 февраля, 16 февраля
06 февраля, 01 марта ...
Фев
09
12 февраля, 15 марта
Фев
09
Фев
11
31 января, 01 февраля