Лучшие сюжеты для балета — это волшебные сказки. В них есть всё: персонажи с разными характерами, балы, магические превращения, захватывающий сюжет и борьба добра со злом, в которой, конечно, побеждает добро.
«Золушка» Шарля Перро прекрасно ложится на язык классической хореографии, особенно в сопровождении гениальной музыки Сергея Прокофьева. Эта старая сказка о потерянной обуви, корни которой уходят еще в Древний Египет и Китай, имеет более 700 версий. Она много раз привлекала композиторов.
Сергей Сергеевич, после успеха «Ромео и Джульетты», решил написать балет специально для Галины Улановой и выбрал всем знакомый сюжет о замарашке, которая с помощью крестной феи едет на бал, знакомится с принцем и обретает счастье.
«Основное, что мне хотелось передать в музыке, — поэтическая любовь Золушки и Принца, зарождение и расцвет чувства, препятствия на его пути, осуществление мечты», — говорил композитор. «Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию».
С. Прокофьев
Процесс создания балета остановился из-за Великой Отечественной Войны. Прокофьев трудился над патриотической оперой «Война и мир» и лишь через несколько лет закончил начатое. Премьера прошла на сцене Большого театра в ноябре 1945 года с большим успехом, стала своеобразным гимном Победы и была удостоена Сталинской премии. Для Сергея Прокофьева эта премия стала четвертой.
Балет идет на многих сценах мира в различных постановках. Одной из первых известных постановок стал спектакль Фредерика Эштона в Лондоне, где уродливых сестер и мачеху исполняли мужчины. В 1987 году со своей постановкой «Золушки» Рудольф Нуреев познакомил в «Парижской опере» французскую публику. Современные балетмейстеры также не оставляют балет без внимания.