Жар-птица. Игорь Стравинский (1882–1971) Либретто и хореография Михаила Фокина (1910) Реконструкция Андриса Лиепы (1994) Декорации и костюмы Анатолия Нежного на основе эскизов Льва Бакста, Александра Головина и Михаила Фокина Мировая премьера состоялась 25 июня 1910 года, Париж (в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева) «Жар-птица» — первый балет Стравинского, принесший ему мировую славу. Поставленный Михаилом Фокиным на сюжет русских сказок, он стал символом синтеза авангардной музыки и традиционной хореографии. В основе сюжета — история о том, как Иван-Царевич ловит волшебную Жар-птицу, но, тронутый её мольбами, отпускает, получив взамен заветное перо. Когда герой попадает в Кощеево царство, это перо становится его спасением: с его помощью он побеждает злого колдуна, разрушает чары и освобождает прекрасных царевен. Премьера 1910 года в Париже вызвала восторг критиков, отметивших «огненную» энергию музыки Стравинского и новаторство Фокина. Шехеразада. Николай Римский-Корсаков (1844-1908) Либретто Льва Бакста и Михаила Фокина по мотивам арабских сказок Хореография Михаила Фокина (1910) Реконструкция Андриса Лиепы (1994) Декорации и костюмы Анатолия Нежного на основе эскизов Льва Бакста Мировая премьера состоялась 4 июня 1910 года (Парижская опера) Балет «Шехеразада» — одна из жемчужин «Русских сезонов», созданная триадой гениев: композитором Николаем Римским-Корсаковым, хореографом Михаилом Фокиным и художником Львом Бакстом. В основу легла симфоническая сюита Римского-Корсакова (1888), вдохновлённая «Сказками 1001 ночи», но Дягилев и Фокин радикально переосмыслили её, сосредоточившись на драме гарема и страсти, а не на морских приключениях Синдбада. В 1910 году парижская премьера балета «Шехеразада» стала значительным событием в культурной жизни Европы. Успех постановки «Русских сезонов» оказался настолько впечатляющим, что вскоре после премьеры в моду вошли восточные мотивы: парижанки стали носить шаровары и тюрбаны, напоминавшие костюмы, созданные художником Львом Бакстом, а в оформлении интерьеров и аксессуаров стали популярны орнаменты в характерной сине-оранжевой гамме. Сергей Дягилев, задумывая этот спектакль, сделал ставку на экзотическую восточную эстетику. Особенное впечатление на публику производили Ида Рубинштейн с её царственной грацией и Вацлав Нижинский, чья выразительная пластика надолго осталась в памяти зрителей. Хотя некоторые сцены балета, включая изображение гаремной жизни, казались современникам смелыми и даже вызывающими, главной ценностью «Шехеразады» стало гармоничное сочетание музыки, хореографии и визуального оформления. Этот спектакль не только покорил парижскую публику в 1910 году, но и сохранил свою художественную ценность для последующих поколений.