Сюжет «Кармен» взят из новеллы Проспера Мериме, но ее содержание претерпело существенные изменения. Анри Мельяк и Людовик Галеви разработали либретто, насытив его драматизмом, углубили эмоциональные контрасты, создали новые образы действующих лиц, во многом отличные от их прототипов. В центре круговорота событий – красивая, страстная и свободолюбивая цыганка. Музыка оперы, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. С большим мастерством воссоздан национальный колорит и обстановка действия драмы. Сила оптимизма «Кармен» – в неразрывной внутренней связи героев и народа. Это последняя опера Жоржа Бизе, и она прошла тернистый путь к славе и сценам мировых театров. Первая постановка «Кармен», как это ни странно, закончилась полным провалом. Публика оказалась не готова к подобному реализму на сцене и газеты обвинили композитора в безнравственности. Однако именно негативные рецензии создали «Кармен» огромную популярность. В немалой степени возвращению оперы на парижскую сцену способствовали триумфальные гастроли в Европе, России и Америке. Пётр Чайковский писал: «Опера Бизе – шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять "Кармен" будет самой популярной оперой в мире…». Так и вышло – спустя полтора века «Кармен» неизменно присутствует в топ-10 самых исполняемых опер планеты. В Самаре за XX век сменилось десять постановок «Кармен». Нынешний спектакль – уже одиннадцатый. Особенно примечательным был спектакль 1984 года, поставленный Земфирой Цаликовой – первой женщиной-режиссером музыкального театра из Северной Осетии. Ее «Кармен» пробыла в репертуаре 27 сезонов, и в ней успели спеть два директора нашего театра: тенора Вильям Семашко и Александр Сибирцев выходили в этой постановке на сцену в партии Хозе.