Премьера!
Трагедия «Агамемнон» открывает знаменитую трилогию Эсхила «Орестея», за которую поэт получил первую премию на Великих Дионисиях в Афинах в 458 году до н.?э. Это единственная дошедшая до нас античная трилогия и вершина мировой драматургии.
В России пьеса «Агамемнон» никогда не входила в постоянный репертуар драматических театров. Ранее её можно было увидеть лишь в особых форматах: как часть оперы С.?И.?Танеева «Орестея» или в фестивальной постановке «Орестея» знаменитого немецкого режиссёра Петера Штайна с участием российских артистов (Москва, Театр Российской армии, 1994). Таким образом, постановка Василиоса Самуркаса — редкая возможность увидеть этот материал в полном драматическом исполнении на сцене русского театра.
В основе трагедии — события, связанные с Троянской войной, десятилетняя осада, положившая конец эпохе героев-полубогов и открывшая историю людей. В этой войне потомки видели столкновение двух миров — эллинского и варварского, а началась она, как гласит миф, из-за прекрасной Елены, похищенной троянским царевичем Парисом. Судьбы героев тесно переплетаются с волей богов: их действия и выбор подчинены высшим силам, а древние проклятия рода Атридов напоминают о том, что человеческое решение всегда балансирует на грани роковой неизбежности.
Пьеса открывается известием о победе греков и возвращении домой предводителя войска — царя Агамемнона. Но радость торжества быстро сменяется тревогой. Его ждёт Клитемнестра — женщина редкой силы, не простившая мужу гибели их дочери Ифигении, принесённой в жертву Артемиде перед началом похода. Вместе с Агамемноном в Аргос прибывает и пророчица Кассандра, пленница и живой символ разрушенной Трои. В доме уже зреет заговор: рядом с Клитемнестрой — её любовник Эгисф, мечтающий о мести всему роду Атридов.
В трагедии Эсхила сталкиваются рок и личный выбор человека, действия богов и древние проклятия. Здесь судьба проявляется как на уровне людей, так и через высшие силы, которые направляют и проверяют героев.
Постановка греческого режиссёра Василиоса Самуркаса сохраняет ключевую особенность античного театра — присутствие хора старцев, который комментирует действие, создаёт эмоциональный фон и помогает зрителю глубже понять события. Масштабные декорации, живое исполнение хора и сочетание вокала с драматическим действием создают ощущение древнего ритуала. К особой манере подачи нужно привыкнуть, но постепенно зритель оказывается полностью вовлечён в происходящее. Яркие образы героев и сила их характеров оставляют глубокое впечатление и надолго остаются в памяти.
Источник: rzndrama.ru