В основу музыкальной комедии положен рассказ Николая Лескова в жанре сказа «Левша» о том, как англичане из стали блоху сделали, а тульские мастера сумели не только ее подковать, но и оставить на подковках автографы. Да без каких-либо технических приспособлений, без микроскопа, потому что у них «глаз пристрелявши». Несмотря на то, что многие считают прототипом Левши тульского мастера оружейного дела Алексея Сурнина, этот образ собирательный. Сам Николай Семёнович Лесков писал: «В Левше я имел мысль вывести не одного человека, а там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». Выражение «подковать блоху» стало в русском языке фразеологизмом, а Левша — нарицательным именем. Рассказ Лескова вошел в золотой фонд русской классической литературы. В 1974 году к нему обратились ленинградский композитор Владимир Дмитриев и драматурги Владимир Константинов и Борис Рацер, написавшие либретто. Они создали «может, сказку, может, быль, кой чего в нее добавив, сохранив старинный стиль». В спектакле занята вся актёрская труппа, хор, балет и оркестр.