Россия начала XX столетия. Затюканная экономка неопределенного возраста и её дюжий любовник-дворник задумали убийство своего хозяина — прямого потомка Плюшкина и явной предтечи Корейко — прижимистого, до патологии, тайного миллионщика, чтобы завладеть его деньгами и во что бы то ни стало вырваться со дна общества. Звучит как завязка из бульварного чтива, однако это действительно реальный сюжет из криминальной хроники тех лет. Выдающийся русский писатель Леонид Николаевич Андреев в 1913 году превратил судебные протоколы в пьесу с двойным названием «Каинова печать» («Не убий!»). Важный для русской литературы мотив грехопадения и наказания, следующего за преступлением (не полицейского преследования, а больной совести и мучительного душевного разлада), у Андреева соседствует с социальной сатирой и даже гротеском. Персонажи «Каиновой печати» темпераментны и полнокровны, обстоятельства преувеличены, а сюжет подсвечен мистическим заревом. В отличие от «Жизни человека», «Екатерины Ивановны», «Собачьего вальса», «Того, кто получает пощечины» и других прославленных пьес Андреева, «Каинова печать» не имела подробной сценической истории — ни до революции 1917 года (первая постановка в 1913 году в московском Театре Незлобина), ни в советский период (1918 год — труппа артистов Трудовой артели при Бирже труда Всероссийского комитета для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий представила «Каинову печать» на сцене нашего театра), ни после падения советской власти (1996 год — спектакль Б. Голубицкого в Орле; 2000 год — студенческий спектакль М. Борисова в Щукинском училище в Москве; и только-то). Псковский театр драмы воскрешает полузабытую пьесу для публики. Режиссёр Тимур Кулов и художник Николь Кламперт помещают персонажей «Каиновой печати» в некий мистический поезд (или заблудившийся трамвай?), на всех парах несущийся то ли к исполнению заветных желаний героев, то ли к тотальному крушению. Бой-баба, рвущаяся из грязи в князи, горе-супермен, ставший безвольной машиной для убийства, одинокий старик-эротоман, одновременно отвратительный и трогательный, спившийся аристократ со своим незадачливым ангелом-хранителем — все они, живые и мертвые, посажены в этот поезд, словно в чистилище, пока не сотрут с себя каинову печать совершённого греха. Режиссёр верен принципам экспрессионизма, на которых зиждется творчество Андреева. Спектакль представляет собой резкий монтаж аттракционов, смешных и зловещих, но наотмашь страстных сцен. Его жанровая природа изменчива: от нравоучительного моралите — до ироничной черной комедии. Тут мерцают черты гиньоля — французского театрального жанра начала XX века, генетически связанного с ярмарочным кукольным представлением и вдохновившего многие направления современной массовой культуры — такие, как хоррор. В России гиньоль переводили как «театр ужаса и веселья» — то же самое, в принципе, можно сказать и о нашем спектакле. Режиссер Тимур Кулов в начале 2020-х годов стал одним из ведущих молодых режиссёров Татарстана. Его спектакль продолжает проект «Режиссеры из национальных регионов РФ в Псковском театре драмы им. А. С. Пушкина».