Вся история – это сон девочки Настасьи. Обычные законы здесь не действуют, и возможны даже самые невероятные вещи. В традициях многих народов существует строгое правило: сон человека нельзя прерывать, иначе душа, которая в это время путешествует вне тела, может не вернуться обратно. Вот и Настасья должна досмотреть сон до конца, пройти путь. В своем путешествии героиня идет от полного незнания, кто она на самом деле, кто ее отец, где ее корни, до осознания своего «Я». Она совершает огромный шаг к пониманию не только своей идентичности. При помощи других людей и загадочного проводника девочка узнает собственную историю и историю своего рода.
Режиссер спектакля Арина Гулимова и автор пьесы Лиза Булаева совершили экспедицию по местам, где живут вепсы, и пообщались с людьми, хранящими вепсскую культуру и язык. Итогом их исследования стала пьеса, в основу которой легли и реальные истории, и документальные факты. Как поясняет режиссер, это не этнографический рассказ, не оживший музей. В спектакле художественно интерпретируется процесс погружения в собственное прошлое, которое открывается человеку постепенно.
Отдельного внимания заслуживает музыка. Композитор Стефания Гараева-Жученко написала ее в тесной связи с теми законами и правилами, которые были присущи вепсским песням. Не попытка воспроизведения аутентичного звучания, но «сочинение музыки, которая не сохранилась», как говорят создатели постановки. Наверное, каждый человек знает какие-то приметы и даже обряды, о которых им в детстве рассказывали бабушки: бабочка в дом залетела – это душа близкого человека навестить пришла, в лес входишь и заплутать не хочешь – задобри лешего. Много трогательного и поучительного, пугающего и забавного хранится в воспоминаниях. Что будет, если пойти за своей памятью? Ответ на этот вопрос – в премьерном спектакле Национального театра Карелии.