Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить книжно-иллюстративную выставку, посвященную юбилею художника, графика, одного из основателей журнала «Мир искусства» Константина Сомова (1869-1939)
«Он был...образцом большого мастера, который, обладая огромным талантом, считал необходимым очень упорно работать над каждой своей вещью, добиваясь совершенства техники и наиболее выразительной передачи своих внутренний переживаний» - писала о Сомове А.П. Остроумова-Лебедева. Благодаря одной этой цитате читатель может составить первое впечатление о художнике: обстоятельный, усердный, стремящийся к идеалу... Сомова ставят в один ряд с Врубелем, Бенуа, Серовым и признают его сильнейшую любовь к искусству. Его картины, будь то красоты петербургских пригородов с их парками, прудами, усадьбами, беседками или акварельные этюды Версальского парка - обладают «поразительным чувством цвета, декоративностью, своеобразной виньеточной узорчатостью». Много внимания сомовскому стилю уделяет книга Ирины Пружан «Константин Сомов» от издательства «Изобразительное искусство» 1972 года. Издание намечает главные линии в судьбе художника, но все же акцент делает именно на творчестве. Пейзажи, портреты, - а именно они составляют значительную часть поздних работ Сомова, - будто «приоткрывают свои секреты», обнажая истории их создания.
Полистать сомовские картины предлагает альбом «Константин Андреевич Сомов» от издательства «Искусство» 1973 года. Издание интересно тем, что в нем еще приведены работы художника в качестве иллюстратора, например, читатель сможет увидеть титульный лист книги «Театр» 1907 года или фронтиспис книги стихов В.И. Иванова «Cor Ardens».
Отчасти продолжает книжную тему в творчестве художника работа Е.В. Журавлевой «Константин Андреевич Сомов» от издательства «Искусство» 1980 года. Автор пишет так: «С именем Сомова связана эпоха возрождения традиций книжного и журнального оформления в России, эпоха, когда усилиями Сомова и его друзей, деятелей "Мира искусства", удалось поднять книжное дело на высокий уровень». Издание удобно поделено на главы, где прописаны этапы сомовской жизни: детство и мастерская Репина, рождение «Мира искусства», и, что примечательно, вся третья глава книги посвящена традиции и новаторству в книжной графике Сомова, виньеткам, заставкам, экслибрисам, иллюстрациям и многому другому. «Сомов делал многочисленные эскизы для табакерок, для ювелирных изделий, вееров, вышивок мешочков, бальных платьев. Ему не казалось зазорным заниматься "подобными мелочами", так как и здесь он мог проявить свой вкуси мастерство, мог способствовать изживанию безвкусицы».
Пожалуй, самая любопытная книга на выставке - это сборник «Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников» 1979 года от издательства «Искусство». «Записи и письма К.А. Сомова дают широкую панораму культурной жизни России, Германии, Америки и Франции на протяжении четырех десятилетий, включающей не только изобразительное искусство, но и литературу, музыку, театр». Простого читателя книга «зацепит» в первую очередь живостью сомовских писем, где автор делится событиями из жизни, сетует на неудачи или радуется успехам: «Уехал я из Парижа "довольно довольным": моя мистрис Морган, лицо которой я только что закончил набело, сказала мне, что я сделал frappante no ressemblance, plus jeune et plus jolie (поразительно похожей, более молодой и более красивой) и что живопись очень хороша. Я с этим последним, конечно, не согласен, но все же рад, что мною довольны...»
Эти и многие другие книги, а также статьи из периодических изданий ждут своего читателя в отделе литературы по искусству (4 этаж, левое крыло) ! Ждем в гости!
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Перми в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.