Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает на выставку, посвященную юбилею живописца и графика, портретиста и карикатуриста, автора известных жанровых полотен, иллюстратора Павла Федотова (1815−1852).
«Жизнь (Федотова), по всей видимости, была лишена того, что обычно расшевеливает природную одаренность будущего художника, − художественных впечатлений. Искусство в нее почти не проникало или вовсе не проникало. Ни библиотеки, в которой бы рылся мальчик, натыкаясь на интересные гравюры, листая увражи, ни фамильных портретов и картин в тяжелых рамах, перед которыми бы он простаивал, оцепенев от восторга, ни альбомов, <…> ни учителя рисования, который бы вложил бы в его руку карандаш и поставил пред ним картинку для копирования. Об искусстве не думали и не говорили», − пишет Э. Кузнецов, автор книги «Павел Федотов», от издательства «Искусство», 1990 года. В подобном ключе Кузнецов рассуждает о становлении художника, которое, как следует из текста, кардинально отличается от большинства его коллег. Звание художника-самоучки не зря прочно закрепилось за его фамилией, но, тем не менее, недостаток домашнего образования Федотов компенсировал прилежностью и жаждой знаний. В свою книгу Кузнецов включил рассказ о детстве мастера, первые «дилетантские» пробы кисти и увлечение распространенными портретными приемами, критику Брюллова, утверждавшего, что «надо начинать рисовать с младенчества» и поиск равенства в вопросе разума и чувства. Работе над самыми крупными и известными картинами уделяется много места: от кропотливого поиска идеи для сюжета до авторских приемов в его изображении. Так, о создании полотна «Сватовство майора» Кузнецов пишет: «Наращивая человеческую гирлянду, Федотов так старался разместить своих героев, расставляя и повертывая их, такие жесты придавал им и так направлял их взгляды, чтобы каждый связывался со своими соседями, или хотя бы с одним соседом. <…> Заботился ли Федотов о том нарочно или нет, но так уж вышло, что, намереваясь изобразить краткое мгновение, выхваченное из жизни купеческого семейства, он на самом деле растянул его, представил в виде цепочки мгновений, каждое из которых предшествует соседнему, и картина приобрела более живости, чем если бы, следуя точной житейской логике, он передал бы то, чем занят каждый из его героев в одно и то же время». После основного текста в книге приводятся иллюстрации.
По галерее с живописными полотнами художника рад провести читателя альбом доктора искусствоведения, профессора Дмитрия Сарабьянова «Федотов», от издательства «Художник РСФСР», 1985 года. Это – «альбом, посвященный творчеству известного живописца, родоначальника критического реализма в русском изобразительном искусстве П. А. Федотова». Альбом иллюстрирует путь художника через его картины; здесь найдутся и самые узнаваемые работы: «Вдовушка», «Игроки», «Следствие кончины Фидельки», уже упомянутое «Сватовство майора». Имеются и менее известные, но крайне занимательные, например, «Жена-модница» или «Уличная сцена в Москве во время дождя». Ко многим полотнам даны черновые варианты, приведены авторские наброски, зарисовки с конкретными местами, укрупненные фрагменты с пояснениями. Последние страницы издание отводит под портреты, созданные Федотовым, например, «Портрет поручика Львова», «Портрет Амалии Легран» и т. д. Для удобства издание располагает закладкой-ляссе.
Эти и многие другие книги, а также статьи из периодических изданий ждут своего читателя в отделе литературы по искусству (4 этаж, левое крыло).
Телефон для справок: +7 (342) 236-20-98 (доб.109), Миронова Елена Владимировна
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Перми в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.