Дерево — один из древнейших материалов, который на протяжении столетий находился рядом с человеком. Из него изготавливали утилитарные, необходимые для жизни вещи, а также сакральные, обрядовые предметы, амулеты, идолов. Дерево защищало и украшало. Оно дало основу для развития не только искусства художественной обработки самого материала, но и для живописи, книгопечатания, тиражирования графики, декорирования тканей.
Древнее искусство резьбы по дереву требует высокого профессионализма и терпения, это сложное и многогранное мастерство, которое продолжает развиваться и в современном мире.
Художественный проект «Одревлённости» – это некое переосмысление канонов деревянного искусства, демонстрация, как вековое наследие резьбы по дереву может воплотиться в современном технологичном мире. Дерево пронизывает всю экспозицию – это и физическое присутствие материала, и его культурное, и художественное переосмысление.
Само название «Одревлённости» возникло из попытки найти первооснову. Это, словно, какое-то метафизическое состояние, инкарнация, при котором происходит постоянное возвращение к себе, к своим первоистокам. Но, с другой стороны, это что-то уже запечатлевшееся, устоявшееся во времени, непреходящее. «Одревлённость» в этом смысле выступает неким синонимом слова «окаменелость» – формы, которая окончательно сформировалась во времени, но оказывает до сих пор влияние на все поколения и на все времена. Древность, которая связывает глубокое прошлое с сегодняшним днём.
В экспонатах, представленных на выставке, запечатлены «вечные» образы, которые кочуют в культуре от эпохи к эпохе – конь, дерево, чаша, баба с ребёнком и др. Эти образы уже можно назвать паттернами культуры. И на данной выставке можно увидеть, как эти образы воплощались в нашей культуре в разные эпохи и в разных техниках.
Проект объединяет мастеров Пермского края (Соликамск, Полазна, Кудымкар, Березники), Москвы и Московской области (Хотьково, Сергиев Посад), Нижнего Новгорода. Каждый из них в своих работах по-новому трактует деревянное искусство: здесь есть и эстетика русского севера, и маховая резьба, объёмная пластика и использование старой утвари из дерева, и византийские традиции, переработанные в яркую самобытность.