Либретто Модеста Чайковского по мотивам драматической поэмы Генрика Герца «Дочь короля Рене». Шедевр позднего музыкального романтизма (1892), «Иоланта» принадлежит сразу двум эпохам — это прощание Чайковского с XIX веком пропитано тревожным предощущением наступления нового времени. Большую часть своей сценической истории «Иоланта» находилась на периферии оперного наследия Чайковского, однако в последние годы стала одним из самых популярных названий мирового музыкального театра — в 2010-е разгадать загадки партитуры Чайковского пытались многие ведущие режиссёры нашего времени от Мариуша Трелиньского и Питера Селларса до Дмитрия Чернякова. На сцене Пермского театра оперы и балета эту эстафету принимают главный дирижёр Артем Абашев, главный режиссёр Марат Гацалов и его постоянные соавторы — художники Ксения Перетрухина, Алексей Лобанов и Илья Пашнин.