Мини беседы для детей о вокальном искусстве. 2 часть

Мини беседы для детей о вокальном искусстве. 2 часть
Детская школа искусств № 2

Импровизация
«Неожиданная», «внезапная» – вот как переводится это слово.
Импровизировать – значит сочинять на ходу, без подготовки, прямо в момент исполнения музыки.
Искусство это древнее. Когда-то нотной записи не было, и музыкант-исполнитель должен был сам сочинять себе музыку Поскольку он ее не записывал, то играл каждый раз по-новому. И чем талантливее был артист, тем больше нового придумывал, стараясь не повторяться.
Большие музыканты могут и вовсе не стеснять себя придуманной ранее музыкальной мелодией. Они импровизируют, придумывая мелодию на ходу. Величайшим импровизатором был Иоганн Себастьян Бах. Многие его произведения, которые мы сегодня слышим, были написаны, что называется, за один присест, на одном дыхании. К счастью, Бах обладал необыкновенной памятью и потом мог записать свои импровизации нотами. Поэтому они и дошли до нас.
Ансамбль
Если ты увидишь и услышишь несколько музыкантов, которые играют совместно, то знай – это ансамбль. Слово «ансамбль» в переводе с французского означает «вместе».
Самые маленькие ансамбли называют камерными, то есть комнатными («камера по-итальянски – «комната»). Все камерные ансамбли имеют одну особенность: каждый его участник владеет самостоятельной партией – своим голосом, своей линией мелодии. Но все в ансамбле подчинено общему замыслу музыкального произведения. Совсем как на строительной площадке: каждый занят своим делом, но цель у всех одна – построить дом.
Камерные ансамбли в два человека составляют дуэт, в три человека – трио. В четыре, пять, шесть, семь и восемь человек – квартет, квинтет, секстет, септет и октет. Все эти наименования происходят от латинских названий чисел.
В ансамбль может входить и большая группа музыкантов.
Знаменитый танцевальный коллектив «Березка» тоже называется ансамблем. В нашей стране впервые возник огромный ансамбль А. В. Александрова. Известный советский композитор Александр Васильевич Александров был его организатором и первым художественным руководителем. В состав этого прославленного коллектива входят певцы-солисты, певцы хора, танцоры, оркестранты.
Ноты
Монах Гвидо из итальянского города Ареццо жил 900 лет тому назад. Он был учителем пения. Его подопечные – мальчики из церковного хора – ежедневно собирались на спевки. И, как всегда, начинали занятия с распевного латинского гимна, который был очень популярен в то время.
Особенность этого гимна была в том, что каждая новая строка начиналась тоном (звуком) выше. Когда кто-нибудь из хористов начинал фальшивить, Гвидо громко поправлял его, то есть сам пел нужный звук. При этом он четко произносил первый слог начального слова фразы:
– Ут! – гремел голос Гвидо под сводами церкви.
Малышки, широко раскрыв рты, подхватывали – «ут».
За «ут» следовало «ре», «ми», «фа», «соль» и «ля» – все первые слоги начала каждой строки гимна.
Но вот что удивительно: эти слоги навсегда остались названиями нот. Слово «нота» в переводе с латинского означает «знак». Правда, слог «ут» переделали в «до» и прибавили к шести названиям нот еще одну – «си». И получили мажорно-минорный лад, который знает каждый человек: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до…
Гвидо придумал нотные линейки, на которых удивительно просто и наглядно разместились нотные знаки, указывающие движение мелодии. Сначала было три линейки – красная, желтая и черная. Значки-ноты были квадратные.
Но время шло. Один век сменял другой. Бурно развивалось музыкальное искусство. К XVII веку появилась простая и всем доступная нотная запись. И ноты навсегда заняли свои места на нотном стане (на пяти линейках).
Часто звуки до, ре, ми, фа, соль, ля, си исполняются голосом или на каком-нибудь музыкальном инструменте. Именно в таком порядке – словно по «ступенькам», вверх или вниз. Такой порядок исполнения звуков, начиная от любого из них, но без пропуска «ступенек», называется гаммой.
Для нотной записи были также придуманы музыкальные ключи, бемоли и диезы – знаки, обозначающие повышение или понижение звуков на полтона. Придумали способ обозначения длительности нот, то есть запись ритма.
Нота целая – самая длинная и равна по продолжительности четырем размеренным шагам человека. От целой ноты стали вести отсчет и другим длительностям.
И какое счастье, что музыкальные произведения, которые создавались великими композиторами на протяжении веков, дошли до нас в нотных записях! Иначе услышать их было бы невозможно. Ведь записи на пластинках появились гораздо позднее нот.


Источник: Культура.рф
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

Детская школа искусств № 2

похожие мероприятия

Все мероприятия в Старом Осколе