Лекция «Знакомство В. В. Андреева с балалайкой»

Лекция «Знакомство В. В. Андреева с балалайкой»
Детская школа искусств № 2

«Вся история Андреевского оркестра — это история медленного, зато верного и прочного распространения и закрепления на концертной эстраде русской народной музыки и старинных русских народных инструментов, неведомых дотоле широкой публике». «Ленинградская правда», 21 марта 1958 г. В середине 80-х годов XIX века молодой человек аристократического происхождения показывал искусство исполнения на балалайке — инструменте, считавшимся тогда «низменным», недостойным внимания ценителей высокого искусства. «Василий Васильевич Андреев, столь эффектно появившийся в петербургских салонах и быстро завоевавший титул «великосветского льва», был поистине одержим любовью к народному искусству — песням, танцам и игре на музыкальных инструментах. С детских лет он испытывал неодолимое влечение к народу. Чувство это, по собственному его признанию, росло вместе с ним. И хотя родители дали мальчику вполне светское образование, обучали языкам, игре на фортепиано и скрипке, В. В. Андреев остался верен музыкальному искусству своего народа до последних дней». Родиной В.В. Андреева является фамильное имение Марьино, неподалеку от Бежецка, где он наслаждался красотой русской природы и принимал участие в сельских праздниках. В один из таких летних вечеров он неожиданно «наткнулся» на балалайку. Много лет спустя Андреев вспоминал об этом событии: «… с окончанием полевых работ все как-то сразу погружается в тишину сладкого отдыха, оберегаемого самой природой. Кажется, что деревья боятся пошевелить листьями, чтобы не нарушить необходимый покой много потрудившихся людей. В такой именно вечер… я вдруг услыхал неведомые для меня звуки. Я различил ясно, что играли на струнном инструменте. Игрок наигрывал плясовую песню, вначале довольно медленным темпом, а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались все ярче, мелодия лилась полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске… На ступенях крыльца сидел мой работник, крестьянин и играл на… балалайке! Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков! Присмотревшись внимательно, как играл Антип, и попросив его тут же показать некоторые приемы игры, я отобрал от него балалайку… Помню, что тогда же как каленым железом выжглась в мозгу мысль: играть самому и довести игру на балалайке до совершенства! Не знаю, что сильнее руководило мной — инстинкт или национальное чувство. Я думаю, что и то, и другое, а соединение дало мне ту силу, которая не знает на своем пути преград и не останавливается ни перед какими жертвами, чтобы довести дело до конца». Увлечение балалайкой захватило Андреева полностью. Сделав чертежи нового, улучшенного варианта инструмента, он поехал в Петербург. В Петербурге Андреев долго не мог найти мастера, который мог бы сделать новую балалайку, но потом все-таки нашел. Уже 23 декабря 1886 года, В. В. Андреев выступал с сольным инструментом, все были в восторге, даже в газетах писали, что под пальцами этого артиста простой инструмент заставляет забыть о своем низменном происхождении. Популярность В.В. Андреева в Петербурге ширилась с каждым его выступлением. Все чаще и чаще к «отцу балалайки» обращались с просьбами научить играть на этом национальном инструменте, столь ярко и точно выражающем характер русского народа. Но за невозможностью удовлетворить всех желающих, Андреев пришел к мысли о создании самоучителя, учебного пособия или школы.


Источник: Культура.рф
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

Детская школа искусств № 2

похожие мероприятия

Все мероприятия в Старом Осколе