Лекция «Творчество М.А. Балакирева»

Лекция «Творчество М.А. Балакирева»
24 июня 2025 12:00
Детская школа искусств № 2

Преподаватель МБУ ДО ДШИ №2 г. Старый Оскол Гольева Н.А. проведет лекцию, посвященную творчеству основателя «Могучей кучки» М.А. Балакирева.
Милий Алексеевич Балакирев – одна из тех личностей, с чьими именами связано глубокое обновление всего строя русской музыкальной культуры во второй половине XIX века. Ярко и разносторонне одарённый художник, обладающий сильной волей и способностью вести за собой других, он как никто иной оказался способен объединить около себя молодые творческие силы русской музыки в пору высокого общественного подъёма. Балакирева отличает многогранная творческая деятельность: талантливый музыкант и организатор, пианист, дирижёр, фольклорист.
Наследие Балакирева разнообразно:
– оркестровая музыка: 2 симфонии, «Испанская увертюра», «Увертюра на три русские темы», симфоническая поэма «Тамара», «Русь», «Чешская увертюра», два фортепианных концерта.
– камерно-инструментальный жанр: различные камерные ансамбли. Для фортепиано: «Исламей», сонаты, ноктюрны, мазурки, вальсы, транскрипции и переложения.
– камерно-вокальный: хоры, романсы.
– музыкально-театральный: музыка к спектаклю «Король Лир».
М.А. Балакирев родился в Нижнем Новгороде. Занимался на фортепиано с матерью. Сам становится музыкантом при поддержке матери и Улыбышева. Окончил гимназию, затем – Казанский университет. В1857 году в Петербурге даёт концерты, частные уроки, общается с Глинкой. Знакомится с кучкистами. Пропагандирует социально-демократические идеи, работает дирижёром в Бесплатной музыкальной школе.
В 1867 году не пишет музыку, не ходит на концерты, не с кем не общается. Балакирев-атеист становится глубоко верующим человеком. Почти 10 лет не сочиняет. В 80-е гг. вернулся в БМШ, стал во главе Придворной капеллы, начинает снова сочинять. Заканчивает произведения, начатые в 60-е гг.
Таким образом, в творчестве Балакирева выделяются 2 периода: I – конец 50-х–60-е гг. – замысел произведений; II – 80 – 90-е гг. – редактирование и завершение. Периоды неравнозначны по целям и задачам. Материал искусства формируется в 1-й период, а техника оттачивается во 2-й.
В области музыкальной стилистики у Балакирева есть общие с кучкистами черты и индивидуальные. Общие:
-Главенствующая роль повествования о явлениях жизни, а не непосредственное раскрытие драматического действия.
-Преимущественная опора на крестьянскую песенность.
-Широкое обращение к кавказскому фольклору.
-Следование «руслановским» заветам Глинки.
-Частое обращение к программной музыке.
Индивидуальное – диапазон программности многограннее, чем у композиторов «Могучей кучки». Можно выделить три типа программности:
1.Картинно-повествовательная с большой ролью красочно-оркестровой выразительности, но в то же время с элементами жанрово-реалистических бытовых зарисовок.
2.Программность, продолжающая традиции «Камаринской» Глинки: программой служат образцы, взятые из народной песенности.
3.Программность психологического плана.
Разные типы программности обусловили применение и вариационного, и разработочного метода развития.
Использует русские, испанские, кавказские мелодии, это обусловило поиски ладовой и тембровой специфичности. Сам тяготел к красочности колорита.
Лекция будет сопровождаться звучанием фрагментов произведений М.А. Балакирева.


Источник: Культура.рф
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

Детская школа искусств № 2

похожие мероприятия

Все мероприятия в Старом Осколе