Преподаватель МБУ ДО ДШИ №2 г. Старый Оскол Гольева Н.А. проведет лекцию, посвященную творчеству композиторов «Могучей кучки» и П.И. Чайковского с прослушиванием музыки.
В данный период происходит чёткое разделение двух русских композиторских школ – Петербургской и Московской. Различными были творческие устремления художников этих школ, как и несхожи два города – Москва и Петербург. Москва в этот период представлена творчеством Чайковского, Петербург – «Могучей кучки».
Объединение «Могучая кучка» в своём развитии прошло несколько этапов: формирование (1856 – 1862 гг.); расцвет (1862 – 1871 гг.); распад и яркий расцвет дарования каждого (начало 70-х гг.).
Основателем, руководителем был М.А. Балакирев. Он был блестящим пианистом, имел обширные знания в разных областях знания. Но самое главное, что влекло к нему коллег, – он был талантливым собирателем новых идей. Эти новые идеи были связаны с немецкой идеалистической философией, в частности – с воззрениями Шеллинга, повлиявшими на новое поколение славянофилов.
Кучкистов объединял комплекс идей:
-Идея народности. Народ – главная фигура истории, главная движущая сила. Однако под народом понимали только крестьянскую массу.
-Глинкианство как принципиальная позиция. Рассматривали себя как продолжатели Глинки во всех жанрах.
-Музыкально-практическая тенденция – фольклорный тематизм. В этомнаправлении идёт широкая методическая работа.
-Любовь к опере – ведущий жанр. Через оперу осуществлялось общение с массами, реализовывалась тенденция эпохи – поучать, проповедовать.
-В симфонической музыке – тяготение к программным одночастным либо сюитным произведениям.
-Отрицательное отношение к профессиональным музыкальным учебным заведениям, считали, что академическое образование вредит раскрытию индивидуальности.
Между кучкистами и Чайковским есть как общее, так и различное. Общим было стремление продолжать традиции Глинки, а также отношение к народной песне и народному творчеству в целом – понимание его огромного значения для развития русской профессиональной музыки. Но существовали различия в восприятии народной песни: кучкисты опирались на крестьянский фольклор, Чайковский – на городскую песню и бытовой романс. Также общим было использование в своём творчестве итальянской, испанской, восточной тематики. Различными были методы развития тематизма: у кучкистов вариационность, у Чайковского западноевропейское секвенцирование.
Лекция будет сопровождаться звучанием фрагментов произведений композиторов «Могучей кучки» и П.И. Чайковского.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Старом Осколе в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.