Известно, что сам Бах в ранней юности начинал концертную деятельность в качестве скрипача. Еще в 1703 году он играл в Веймаре, а переехав туда надолго с 1708, занимал некоторое время должность скрипача в герцогской капелле. В Кётене и Лейпциге он проявлял особенный интерес к альту, чтобы, как говорит Альбер Швейцер, «находиться в самом центре струнных». В начале зрелого периода в Веймаре написаны были клавирные транскрипции скрипичных концертов Вивальди, Бенедетто Марчелло и фуги на темы Корелли, Легренци, Альбинони.
Сами же произведения, их стиль, фактура, техника свидетельствуют не только о глубоком знании инструмента, драгоценных традиций его профессиональной и народной, в частности, немецкой, культуры, но, как это было и с клавиром, — о мудром провидении его дальнейшей эволюции.
Эта широта жанровых связей скрипичного творчества эстетически закономерна. Музыкальная натура Баха была слишком лиричной, чтобы не испытать артистического влечения к скрипке. «Драгоценная способность к связному последованию звуков и вибрации зажатых струн, — справедливо замечает Н. А. Римский-Корсаков в «Основах оркестровки», — делает смычковую группу представительницей певучести и выразительности по преимуществу перед остальными оркестровыми группами, чему способствуют упомянутые выше качества: теплота, мягкость и благородство тембра».
Правда, отсутствие у скрипки низкого регистра до некоторой степени ограничивало композитора, но он, как всегда, восполнял этот недостаток, реализуя другие возможности инструмента. Нельзя не согласиться с А. Швейцером, что для Баха скрипичный стиль — это стиль универсальный. Он сочинял не столько для скрипки, сколько для некоего идеального инструмента, обладающего мощным тоном органа, гибкой фразировкой скрипки, трепетной теплотой и экспрессией человеческого голоса.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Старом Осколе в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.