Письмо "точками", один из современных методов композиции. Специфика пуантилизма. состоит в том, что музыкальная мысль излагается не в виде тем или мотивов (т.е. мелодий) либо сколько-нибудь протяжённых аккордов, а с помощью отрывистых (как бы изолированных) звуков, окружённых паузами, а также коротких, в 2-3, реже 4 звука мотивов (преимущественно с широкими скачками, обнажающими одиночные точки в различных регистрах); к ним могут присоединяться сливающиеся с ними разнотембровые звуки-точки ударных (как с определенной, так и с неопределенной высотой звука) и др. сонорные и шумовые эффекты. Если для полифонии типично сочетание нескольких мелодических линий, для гомофонии - опора монодии на сменяющиеся аккорды-блоки, то для пуантилизма - пёстро-красочная россыпь ярких точек (отсюда название).
Одним из ярких представителей пуантилизма был австрийский композитор Антон Веберн. Для Веберна пуантилизм был индивидуально-стилистическим моментом, одним из средств предельной концентрации мысли ("роман в одном жесте" - писал А. Шёнберг о веберновских "Багателях" ор. 9) в сочетании со стремлением к максимальной прозрачности ткани и чистоте стиля. Авангардисты 1950-60-х гг. сделали пуантилизм методом изложения, широко применявшимся в связи с принципами сериализма (К. Штокхаузен, "Контра-Пункты", 1953; П. Булез, "Структуры", 1952-56; Л. Ноно, "Варианты", 1957
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Старом Осколе в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.