Преподаватель МБУ ДО ДШИ №2 г. Старый Оскол Гольева Н.А. проведет лекцию, посвященную развитию русской музыкальной культуры в 60-70-е годы XIX века с прослушиванием музыки.
Данный период имеет исключительную важность для русской музыки. Появляется плеяда композиторов мирового уровня: Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский.
Появляются сочинения мирового уровня: «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», 1 4 симфонии Чайковского, симфонии Бородина. Изменяется бытование музыки и условия её исполнения. Появляются крупные концертные организации (РМО), плеяда известных исполнителей: А. и Г. Рубинштейн, Л. Ауэр, Винявский, Вержбилович, Мельников, Хохлов, Направник.
Данный период – «золотой век» русской фольклористики. Идёт активное развитие русской музыкальной критики (Стасов, Серов, Ларош, Кюи, Бородин). Важной чертой искусства этого времени становится критика, оценочное суждение – формируется принцип критического реализма.
Живопись также развивается по пути критического реализма. В 1863 г. 14 русских художников отказались от предложенных им сюжетов. Их товарищество получило название передвижников (Крамской, Суриков, Репин, Перов, Маковский, Саврасов, Шишкин, Васнецов и др.). Они обогатили русскую живопись новыми темами, новым видением мира.
Особенностью прогрессивной мысли становится историзм, подразумевающий показ народа в реальной исторической ситуации, показ современности сквозь призму прошлых событий.
Самым влиятельным общественным движением и течением общественной мысли стало народничество. «Хождение в народ» (М.А. Бакунин) означало и просвещение, и агитацию, и бунтарство. В 70-е гг. вера в народ и его миссию стала сочетаться с верой в интеллигенцию, в возможности отдельной «критически мыслящей личности».
Идея национального самосознания, идея возможности особого исторического развития России также захватила широчайшие круги русского общества. Перед композиторами также во весь рост встала проблема национального. Претворение в музыкальном творчестве русского народного явилось базовой идеей в деятельности «Могучей кучки».
Выделяются ведущие жанры.
Опера. Требования, предъявляемые к жанру: сценичность, тенденция к интонационному единству произведения, большая роль речитатива, большое внимание к роли хора.
В опере появляются новые жанры: историческая, историческая опера-драма, лирическая (бытовая, лирико-комедийная, лирико-психологическая опера-драма и т.д.)
Симфонический жанр. Развивался в двух направлениях – симфония и симфоническая поэма. Симфоническая поэма. Наиболее характерный жанр для русских композиторов и наиболее ярко воплощающий программно-симфоническую музыку. Композиторы редко пользовались собственно названием «симфоническая поэма». Обычно – фантазия, увертюра, картина, сюита. Развивали традиции Бетховена, Листа и Глинки. Данный жанр существовал в двух разновидностях: а) поэма как картинно-красочное повествование; б) поэма как психологическая драма.
Симфония. Первую полноценную симфонию написал Бородин. Он развивал в своём творчестве эпический симфонизм. Чайковский – драматический.
Камерно-вокальный жанр. На протяжении всего XIX в. романс был излюбленной формой музицирования. В 60 – 70-е гг. расширяются тематические рамки и жанровые разновидности романса, появляется романсово-песенный цикл. Вместе с тем, романс продолжает играть роль «творческой лаборатории», в которой оттачиваются стилистические приёмы, служащие основой для оперного творчества.
Новые жанры. Данный период – начало классического балета («Лебединое озеро»); инструментального концерта (Первый фортепианный и Первый скрипичный концерты Чайковского); струнного квартета (первый квартет Чайковского); фортепианного цикла («Картинки с выставки» Мусоргского, «Времена года» Чайковского).
Лекция будет сопровождаться звучанием фрагментов произведений композиторов «Могучей кучки» и П.И. Чайковского.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Старом Осколе в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.