Преподаватель МБУ ДО ДШИ №2 г. Старый Оскол Гольева Н.А. проведет лекцию, посвященную музыкальной культуре Руси XVII века.
XVII век ознаменовал конец русского средневековья и начало новой эпохи. В данный период происходили существенные изменения во всех сторонах русской жизни. Под влиянием жизненных сдвигов и потрясений расшатывались устои средневекового религиозного мировоззрения. Возрастало число грамотных людей, расширялся круг их интеллектуальных интересов. Одним из важных факторов развития русской культуры в данный период были усилившиеся связи с Западной Европой: значительно увеличилось число иностранцев, живущих в России, с другой стороны – учащаются поездки русских людей за границу.
Характерной чертой XVII века было обилие дискуссий и споров по разным вопросам идеологии. Предметом ожесточённой полемики становятся некоторые стороны богослужебного «чина». В итоге в среде русского духовенства образовалось два враждебных лагеря: традиционалисты и раскольники.
В искусстве XVII века наблюдается рост реалистических элементов. В литературе возникают новые светские жанры, в которых религиозно-нравоучительное начало не играет главенствующей роли – историческая, бытовая, сатирическая повесть, поэтические вирши. Важным источником обновления служило народное творчество – фольклорные элементы сознательно использовались как средство живой и яркой образной характеристики.
Музыкальное искусство развивалось в следующих направлениях:
Церковное искусство. Одной из главных задач в области церковного пения было приведение напевов и текстов в соответствие с существующим произношением. С середины XVII в. в богослужебное пение начал проникать новый стиль хорового многоголосия. Большую роль в развитии партесного пения сыграл Н. Дилецкий. Его «Мусикийская грамматика» являлась основным учебным пособием для изучения композиционных основ партесного пения. Наивысшего развития стиль партесного многоголосия достиг в партесных концертах.
Бытовая традиция. Во второй половине XVII века возникает жанр бытовой многоголосной песни – кант. Содержание кантов ограничивалось религиозной тематикой. Ряд кантов был сложен на тексты библейской «Песни песней». Особое место в данной области занимает «Рифмотворная псалтырь» С. Полоцкого и В. Титова.
Светское музицирование. XVII век – время проникновения в Россию новых европейских форм инструментального музицирования. С одной стороны, в 1648 г. был предпринят решительный поход церкви против скоморохов. С другой стороны, среди просвещённой верхушки русского боярства распространяется вкус к утончённым «заморским» развлечениям. В домах аристократов заводятся клавесины и клавикорды, некоторые из них имели свои личные инструментальные капеллы.
Театр. Знаменательным событием русской культурной жизни было создание первого придворного театра. Существенным компонентом спектаклей была музыка. Постановки сопровождались ансамблем струнных, духовых и ударных инструментов, играл орган, а также участвовал хор.
Лекция будет сопровождаться звучанием народных песен, партесных концертов.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Старом Осколе в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.