Лекция, посвященная значению гуслей в оркестре народных инструментов

Лекция, посвященная значению гуслей в оркестре народных инструментов
Детская школа искусств № 2

Гусли бывают различных видов. Различают гусли звончатые, гусли щипковые и гусли клавишные. Приходилось видеть на различных иллюстрациях в книжках гусли звончатые. Так, например, при иллюстрации сказок А. С. Пушкина и других русских писателей. Обычно в них сказитель Баян изображён именно с гуслями звончатыми. Такие гусли не так часто встречаются в составах оркестра русских народных инструментов. Порой таких исполнителей единицы, и есть они только в очень больших оркестрах как, к примеру, НАОРНИ им. Николая Осипова. Гусли клавишные имеют совсем иное строение и во многом отличаются от звончатых: во-первых, они по размерам с кухонный стол, таким образом гораздо больше гуслей звончатых почти в 4–5 раз. Во-вторых, в основании клавишных гуслей, заложена чугунная рама. Можно представить себе, какой будет вес у такого инструмента. В-третьих, основное отличие — это всё же большое количество струн и наличие «механики», её создателем считается Н. П. Фомин, ещё в 1905 году. Как правило, когда находишься на концерте, то не сразу становиться понятным как же «работает» это инструмент, потому что не всегда из зрительного зала видно струны, как например у арфы в симфоническом оркестре. Однако, обращая внимание на исполнителя на гуслях можно заметить, от того, с какой силой он проводить по струнам и с каким темпераментом зависит и звук от инструмента. Лёгкое скольжение медиатора, создаёт более спокойный и мелодический развёрнутый аккорд, словно волны плещутся на берегу моря во время штиля. Стоит же исполнителю, играть более жёстко, то и звук меняется он становится более звонким, аккорд звучит строго, словно удар плетью. Один из лучших учебников, это учебник Веры Николаевны Городовской «Школа игры на клавишных и щипковых гуслях». Вера Николаевна, внесла неоценимый вклад в развитие оркестра русских народных инструментов, ведь именно в её аранжировках, она как исполнительница на клавишных гуслях смогла показать всю красоту звучания этого замечательного инструмента.
Дуэт гуслей — один из самых оригинальных ансамблей в составе Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова. Идея соединения в дуэте оркестровых разновидностей гуслей — щипковых и клавишных — принадлежит В. Н. Городовской и О. П. Никитиной. Именно ими был создан и первый репертуар для дуэта гуслей: от переложения произведений классической музыки до обработок русских народных песен и авторских сочинений Веры Городовской. Более 20 лет солистки Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова Майя Воронец и Алла Догадова продолжают развитие исполнительского мастерства на гуслях. В Астрахани, Оркестр русских народных инструментов образован в 1990 году. Его основателем стал заслуженный деятель искусств Башкирии, профессор Евгений Тейтельман. Он первое время совместно с заслуженным деятелем искусств России, профессором Астраханской государственной консерватории Вячеславом Маховым готовил и дирижировал концертными программами. В 1992 году коллектив вошёл состав Астраханской государственной филармонии. Благодаря таланту, великолепного дирижёра Вячеслава Михайловича коллектив завоевал свою славу у Астраханцев, а также за пределами родного города в гастрольных турах. За клавишными гуслями в Астраханском оркестре со дня его основания работала замечательный музыкант Алёшина Надежда Михайловна. Сейчас она руководит оркестром русских народных инструментов в Астраханском музыкальном колледже им. М. П. Мусоргского.
В 2008 году Астраханскому оркестру русских народных инструментов было присвоено имя Вячеслава Махова. Стоит отметить, что сам Вячеслав Михайлович всегда с большим уважением относился к этому инструменту. Возможно, именно поэтому, нынешнем дирижёром оркестра является ученица Надежды Михайловны Алёшиной и Вячеслав Михайловича Махова, Елена Витальевна Серединцева, которая долгое время играла в оркестре на клавишных гуслях.
В статье рассказывается о звучании и роли клавишных гуслей в составе оркестра русских народных инструментов. Гусли — один из наиболее старинных и самых красивых по звучанию русских народных инструментов, известный ещё с VI века. Название «гусли» происходит от старославянского «гусла» — струна. Поэтому этот многострунный музыкальный инструмент получил название «гусли». Ивсё же большое количество струн и наличие «механики», её создателем считается Н. П. Фомин, ещё в 1905 году. Принцип её работы заключается в том, исполнитель зажимает клавишами необходимый аккорд, демпферы открывают нужные нам струны и исполнитель, проводя по струнам, получает необходимый ему звук. Перва «Школа игры на клавишных и щипковых гуслях» — это учебник Веры Николаевны Городовской. Вера Николаевна, внесла неоценимый вклад в развитие оркестра русских народных инструментов, ведь именно в её аранжировках, она как исполнительница на клавишных гуслях смогла показать всю красоту звучания этого замечательного инструмента. В её сочинениях и обработках для оркестра: «Выйду на улицу», «Камушка», «Кубанская рапсодия», «Москва моя», «Молодёжная увертюра», «Памяти Есенина», «На улице дождик», «Не слышно шума городского», «Русская тройка», «Плескач», «Русская зима», «Русский вальс», «Ромалеска», «Степь да степь кругом», увертюры на астраханские и тамбовские темы, фантазии на темы песен Л. А. Руслановой, Т. Хренникова, «Хоровод», «Частушки», «Черемшина».
Может ли оркестр играть без гуслей? Может, бывают произведения, где для гуслей не нашлась и строчка, но бывает так, что порой без этого инструмента особенно при исполнении современной музыки для народного оркестра просто не обойтись. Есть и уникальные произведения, которые посвященные именно этому музыкальному инструменту: П. А. Барчунов «Концерт для клавишных гуслей с ОРНИ». В заключении, хочется отметить, что в нашей стране необходимо возрождать и беречь национальную культуру. Музыка, как вечное искусство, способно сохранить и исцелить душу России от любой напасти. Ведь В. В. Андреев, соединив «фрак с балалайкой», и выступив на Всемирной выставке в Париже, доказал, что в России есть свой уникальный колорит, души русской. Нам же необходимо сохранить его детище и дать возможность жить оркестру русских народных инструментов, а для этого нам зрителям нужно чаще ходить на концерты классической музыки.


Источник: Культура.рф
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

Детская школа искусств № 2

похожие мероприятия

Все мероприятия в Старом Осколе
Янв
10
Янв
11
Янв
18
Янв
15
Янв
20
Янв
08
08 января, 15 января ...
Янв
12
Янв
15
Янв
15
Янв
15
Янв
15
Янв
15
Янв
15
14 января, 15 января ...