Преподаватель МБУ ДО ДШИ №2 г. Старый Оскол Гольева Н.А. проведет лекцию, посвященную творчеству М.И. Глинки.
Творчество Михаила Ивановича Глинки имело особое значение для развития русской культуры: в его творениях сложилась русская музыкальная классика. Ещё при жизни композитора его имя было покрыто славой, о нем писали Одоевский, Серов, Стасов. Он обладал интенсивным, самобытным талантом, в котором соединились начитанность и осведомлённость обо всей европейской музыке, уникальные творческие способности, дарование пианиста и вокалиста. Глинка обобщил в своём творчестве не только всё важное в музыкальном развитии России, начиная с XVII в., но и присоединил ко всему этому достижение современной европейской школы. Глинка навсегда останется в истории первым русским композитором мирового значения.
Наследие включает оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», симфонический жанр: «Увертюра-симфония» на две русские темы (неоконченная); «Арагонская хота», «Камаринская», «Ночь в Мадриде», «Вальс-фантазия», музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», камерно-вокальный жанр: более 70 романсов и песен, камерно-инструментальный жанр: соната для альта и фортепиано; «Патетическое трио», 2 струнных квартета и др. Для фортепиано: циклы вариаций, вальсы, мазурки, полонезы и др.
Новое содержание искусства Глинки связано с новым понимаем народности. В своих произведениях Глинка раскрывает важнейшие стороны русского народного характера: героизм, любовь к родине, веру в светлые созидательные силы жизни. В них композитор запечатлел историю и эпос народа, его высокое нравственное достоинство, его воззрения на жизнь и природу. Как романтик Глинка раскрывает в своём творчестве лирическую тему. Также ярко претворил образы Востока.
Особое значение в творческом методе композитора приобретает проблема мастерства. Глинка пришёл к созданию национального стиля и языка русской классической музыки, явившегося фундаментом всего будущего развития русской композиторской школы. Глинка - величайший мелодист, функция мелодии – ведущая. Характеризуется ярко выраженной распевностью, плавностью. Типичны секстовые и гексахордовые попевки, опевание квинтового тона, нисходящий ход V-I. Голосоведению присуща плавность, чистота и рельефность мелодических линий. Опирался на традиции подголосочной полифонии. Использует вариантно-попевочное и вариационное развитие.
В гармонии претворяет русский народный колорит: плагальность, ладовая переменность, широкое применение побочных ступеней лада, переменный лад, лады народной музыки. С другой стороны – использует нормы современной романтической гармонии: увеличенное трезвучие, доминантовый нонаккорд, средства мажоро-минора, целотонная гамма.
Глинка - гениальный мастер оркестрового колорита, сделавший ценнейший вклад в мировую оркестровую музыку. Его оркестр – оркестр чистых тембров. Тщательно изучив природу каждого инструмента, он вырабатывает свой метод диффиринцированной оркестровки. В «Заметках об инструментовке» Глинка определяет функции каждой оркестровой группы. Струнные – «их главный характер – движение». Деревянные духовые – выразители национального колорита. Медные духовые – «тёмные пятна в картине». Особые колористические нюансы создаются путём применения дополнительных инструментов (арфа, фортепиано, колокольчики, челеста) и богатейшей группы ударных.
Лекция будет сопровождаться звучанием фрагментов произведений М.И. Глинки.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Старом Осколе в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.