Лекция на тему «Творчество М.И. Глинки»

Лекция на тему «Творчество М.И. Глинки»
21 марта 2025 15:00
Детская школа искусств № 2
Детская школа искусств № 2

Преподаватель МБУ ДО ДШИ №2 г. Старый Оскол Гольева Н.А. проведет лекцию, посвященную творчеству М.И. Глинки.
Творчество Михаила Ивановича Глинки имело особое значение для развития русской культуры: в его творениях сложилась русская музыкальная классика. Ещё при жизни композитора его имя было покрыто славой, о нем писали Одоевский, Серов, Стасов. Он обладал интенсивным, самобытным талантом, в котором соединились начитанность и осведомлённость обо всей европейской музыке, уникальные творческие способности, дарование пианиста и вокалиста. Глинка обобщил в своём творчестве не только всё важное в музыкальном развитии России, начиная с XVII в., но и присоединил ко всему этому достижение современной европейской школы. Глинка навсегда останется в истории первым русским композитором мирового значения.
Наследие включает оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», симфонический жанр: «Увертюра-симфония» на две русские темы (неоконченная); «Арагонская хота», «Камаринская», «Ночь в Мадриде», «Вальс-фантазия», музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», камерно-вокальный жанр: более 70 романсов и песен, камерно-инструментальный жанр: соната для альта и фортепиано; «Патетическое трио», 2 струнных квартета и др. Для фортепиано: циклы вариаций, вальсы, мазурки, полонезы и др.
Новое содержание искусства Глинки связано с новым понимаем народности. В своих произведениях Глинка раскрывает важнейшие стороны русского народного характера: героизм, любовь к родине, веру в светлые созидательные силы жизни. В них композитор запечатлел историю и эпос народа, его высокое нравственное достоинство, его воззрения на жизнь и природу. Как романтик Глинка раскрывает в своём творчестве лирическую тему. Также ярко претворил образы Востока.
Особое значение в творческом методе композитора приобретает проблема мастерства. Глинка пришёл к созданию национального стиля и языка русской классической музыки, явившегося фундаментом всего будущего развития русской композиторской школы. Глинка - величайший мелодист, функция мелодии – ведущая. Характеризуется ярко выраженной распевностью, плавностью. Типичны секстовые и гексахордовые попевки, опевание квинтового тона, нисходящий ход V-I. Голосоведению присуща плавность, чистота и рельефность мелодических линий. Опирался на традиции подголосочной полифонии. Использует вариантно-попевочное и вариационное развитие.
В гармонии претворяет русский народный колорит: плагальность, ладовая переменность, широкое применение побочных ступеней лада, переменный лад, лады народной музыки. С другой стороны – использует нормы современной романтической гармонии: увеличенное трезвучие, доминантовый нонаккорд, средства мажоро-минора, целотонная гамма.
Глинка - гениальный мастер оркестрового колорита, сделавший ценнейший вклад в мировую оркестровую музыку. Его оркестр – оркестр чистых тембров. Тщательно изучив природу каждого инструмента, он вырабатывает свой метод диффиринцированной оркестровки. В «Заметках об инструментовке» Глинка определяет функции каждой оркестровой группы. Струнные – «их главный характер – движение». Деревянные духовые – выразители национального колорита. Медные духовые – «тёмные пятна в картине». Особые колористические нюансы создаются путём применения дополнительных инструментов (арфа, фортепиано, колокольчики, челеста) и богатейшей группы ударных.
Лекция будет сопровождаться звучанием фрагментов произведений М.И. Глинки.


Источник: Культура.рф
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

Детская школа искусств № 2

похожие мероприятия

Все мероприятия в Старом Осколе
Мар
20
Мар
18
Мар
14
Мар
21
Мар
18
Мар
19
Мар
15
Мар
12
Мар
12
Мар
12
Мар
12
Мар
12
Мар
12
Мар
12
Мар
12