В романсах Н.А. Римского-Корсакова присутствуют направления, которые сложились в русской камерной музыке XIX века: романсы с кантиленной или напевно-декламационной вокальной мелодией с сопровождением типа фона и романсы с речитативным типом мелодизма с живописным инструментальным сопровождением.
Цикл «Весной», написанный в 1898 году — один из первых образцов нового вокального стиля Н.А. Римского-Корсакова. Сам композитор определяет его так: «Мелодия романсов, следя за изгибами текста, стала выходить у меня чисто вокальною, т. е. становилась таковою в самом зарождении своем, сопровождаемая лишь намеками на гармонию и модуляцию. Сопровождение складывалось и вырабатывалось после сочинения мелодии, между тем… мелодия создавалась как бы инструментально, т. е. помимо текста, а лишь гармонируя с его общим содержанием, либо вызывалась гармонической основой, которая иногда шла впереди мелодии». Романсы этого цикла близки по сюжету и музыке опере «Снегурочка». Здесь раскрывается тема весеннего пробуждения природы, расцветающей юной любви. В цикл «Весной» входят романсы «Звонче жаворонка пенье», «Не ветер, вея с высоты», «Свеж и душист твой роскошный венок», «То было раннею весной».
Романс «Не ветер, вея с высоты» относится к образцам кантиленного романса. Плавность текучей речи в стихотворении А.К. Толстого «Не ветер, вея с высоты» прекрасно воплощена в таком же плавном и текучем мелодическом материале и вокальной, и фортепианной партий. Недаром в фортепианной партии в самом начале романса стоит авторское указание legato sempre. Мелодия романса - поначалу нежная, спокойная, сопровождаемая еле слышным непрерывным движением партии фортепиано, далее становится более взволнованной, экспрессивной, чтобы в конце вновь успокоиться, создавая пленительный, классический в своей завершенности образ.
Фортепиано звучит как настоящий оркестр, обладающий большим разнообразием штрихов, многоплановостью и разнонаправленностью динамики. Это тонкая акварельная картина дремлющей природы, лишь на миг разбуженной внезапно налетевшим вихрем. В этом романсе чарующие образы природы слиты с человеческими чувствами в единое целое. Этот романс посвящен певице Александре Карловне Рунге.
Романсовое творчество Римского-Корсакова - яркая страница лирического русского романса XIX века, в тоже время оно нашло продолжение у композиторов молодого поколения, чья деятельность относится не только к концу XIX века, но и к началу XX столетия.
Лекция будет сопровождаться звучанием романсов «Не ветер, вея с высоты», «На холмах Грузии», «Звонче жаворонка пенье».
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Старом Осколе в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.